Законы овладения рынком
К вопросу о культуре Internet
Что стоит за термином "поддержка"?
Большие потрясения
Классификация стандартов

Привести компьютерные системы масштаба предприятия в соответствие с установленными стандартами - дело сложное, особенно если учесть, что некоторые производители скрывают свои стратегические планы. В наше время количество стандартов растет быстрее, чем когда-либо, но при этом становится все труднее определить, какой производитель что поддерживает...

Информационным системам пришлось длительное время развиваться в условиях отсутствия со стороны производителей поддержки открытых, повсеместно внедряемых стандартов. Несмотря на то что современные технологии и стандарты находят своих приверженцев быстрее, чем раньше, выяснение вопроса, что же именно задумал производитель, решивший поддержать тот или иной стандарт, может занять столько же времени, сколько его ушло на разработку самой технологии.

Раньше политика, проводимая учреждениями по стандартизации, отличалась длинными циклами разработки, которые еще больше растягивались производителями, не желавшими им подыгрывать. Поэтому было принято и повсеместно внедрено лишь считанное количество стандартов.

Новая политика отмечена быстрой сменой фактических стандартов, за которыми учреждения по стандартизации просто не успевают уследить. Производители, не моргнув глазом, принимают стандарты, а затем пытаются заставить пользователей применять созданные лично ими (производителями) технологии. Такие стандарты и технологии, как HTML, Lightweight Directory Access Protocol (LDAP), Secure Electronic Transactions (SET), HTTP и Java, являются основой для совершенствования Internet и intranet и представляют собой фундамент для интероперабельности, безопасности, интерактивного взаимодействия, разработки прикладных систем, развертывания приложений электронной коммерции. Некоторые стандарты разрабатываются учреждениями по стандартизации, другие утверждаются как предпочтительный выбор пользователей, но большая часть все же ]по-прежнему продвигается производителями, которые надеются таким образом завладеть новыми сегментами рынка.

Независимо от специфики принимаемых стандартов, способ их разработки и внедрения в практику Internet претерпевает определенные изменения. Самое главное то, что процесс этот ускоряется, причем как в отношении разработки новых технологий, так и в отношении их распространения и обратной связи с пользователями.

"В Internet полно всяких противоречивых моментов, вокруг которых постоянно сталкиваются различные мировоззрения. Один из них - это традиционный процесс установления стандартов. Организации, вроде Национального американского института стандартов (ANSI), привыкли работать не спеша, а Инженерная рабочая группа Internet (IETF) при принятии стандартов и вовсе никуда не торопится", - говорит Джон Клензин, член совета по архитектуре Internet в IETF.

Однако Internet развивается настолько быстро, что даже IETF понемногу ускоряет свои темпы. Скорость, с которой происходят изменения в Internet, подтверждает отсталость традиционного процесса принятия стандартов.

"Выпуск бета-версии через каждые пять недель, как пообещала Netscape, представляется мне чем-то беспрецедентным", - сомневается Клензин.

Быстрое введение новшеств на Internet проблематично. Однако, по словам Кена Кратчфильда, консультанта персонала службы Dun & Bradstreet Information Services, выходом из положения может стать ускорение обратной связи с пользователями, о котором уже упоминалось. "Возможность создавать пробные версии и немедленно распространять их для тестового использования в Internet - очень важное условие", - сказал Кратчфильд. По его мнению, оно заставляет учреждения по стандартизации реагировать на изменения гораздо быстрее, чем это происходило до появления Internet.

Клензин также считает, что повсеместное использование Internet ускоряет принятие стандартов. "Сегодня мы можем оценить что-то и послать рецензию по электронной почте, которая гораздо эффективнее обычной, - отмечает Клензин. - Процесс принятия ускорился, а ответ на вопрос, почему это произошло - из-за ценового давления, изменения рыночной политики или просто эволюционным путем, зависит от того, с кем вы говорите и какие личные цели этот человек преследует".

Законы овладения рынком

Быстрота процесса производства стандартов и перемены в нем одновременно и помогают, и мешают разработке систем. Если стандарт формально одобрен и поощряется к повсеместному введению в действие, можно принимать решения относительно его внедрения в составе информационной системы. Но если производители в целях захвата рынка идут на собственное расширение стандартов или создают лишь видимость поддержки, принятие решений становится более затруднительным.

"Internet - это новый, сложный мир", - утверждает Ира Машефски, вице-президент Giga Information Group. По ее словам, учреждения по стандартизации утрачивают свое значение в этом мире: "Эра, когда деятельность этих учреждений была эффективной, уходит".

В 80-х годах и начале 90-х подходов к стандартам было три - выдвижение рынком или потребителями, выработка открытой системы учреждением по стандартизации или сочетание того и другого. В конце 90-х появилась тенденция к созданию стандартов в целях завоевания части рынка.

"То, чем занимаются учреждения по стандартизации, практически не имеет спроса", - добавляет Машефски.

По словам Дэвида Смита, аналитика из Gartner Group, подобная текучесть и зависимость процесса разработки стандартов от рыночных условий создает неразбериху, поскольку пропадает четкое деление на черное и белое, на "плохие" стандарты и "хорошие". В одних областях производители борются друг с другом, а в других - сотрудничают.

"Только не путайте одно с другим. Производители вроде Microsoft, Netscape и Sun в глубине души лелеют собственные интересы, - объясняет Смит. - Все производители поддерживают или не поддерживают какие-то стандарты во имя собственного блага, а не блага пользователей. Чем больше радеют производители об открытых системах, тем меньше в их словах правды".

Наиболее характерный пример новой политики разработки стандартов - это поддержка (после нескольких месяцев сопротивления) корпорацией Microsoft языка программирования Java компании Sun Microsystems. Неужели Microsoft в конце концов признала, что Java - полезный язык? Или у нее были другие мотивы?

"Microsoft на словах приняла и одобрила Java лишь как язык программирования, а не как инфраструктуру или платформу, - замечает Смит. - Однако стандарты Microsoft Visual Basic и ActiveX зловеще маячат в качестве потенциальных конкурентов Java".

К вопросу о культуре Internet

Internet, как явление культуры, также постоянно влияет на процесс принятия стандартов. По словам Курта Монаша, президента компании Monash Information, в основе спора о стандартах лежит столкновение мира Internet и традиционного компьютерного мира.

"Раньше Internet была в основном некоммерческой структурой, действующей на основе сотрудничества. Она была идеальной средой для стандартов, - рассказывает Монаш. - Теперь же Internet и компьютерная индустрия, сходясь в одной точке, сотрудничают лишь постольку-поскольку".

Возьмите, например, хотя бы недавнюю шумиху вокруг стандарта SET для электронной коммерции. В процессе рождения SET (протокола, обеспечивающего автоматический перевод денег между пользователями, компаниями и их банками), компании от взаимного сотрудничества переходили к борьбе друг с другом и снова возвращались к сотрудничеству. Вначале компании Visa и MasterCard согласились работать вместе в целях разработки стандартов. Сотрудничество быстро перешло в войну, как только Microsoft и Netscape заключили попарно договоры со своими партнерами по производству кредитных карт и вступили в борьбу.

Кто победил? По словам Кратчфильда, пользователь и компания-разработчик.

"Протесты против Microsoft и недоверие к ней переполнили чашу, и внутри сообщества пользователей Internet вспыхнуло восстание. Восставшие не были конечными пользователями или покупателями ПО Microsoft. Это были люди, внедряющие технологию, и группировка, настроенная против Microsoft и почуявшая кровавые следы, пошла по ним", - прокомментировал Кратчфильд.

Кончилось тем, что SET разрабатывался целым консорциумом компаний - MasterCard, Visa, IBM, Netscape, Microsoft и другими.

"Все зависит от того, кто участвует в деле", - заключил Кратчфильд.

Одна из областей, которая может послужить примером удачной политики стандартов Internet - это функции каталогизации. Стандарт LDAP, зародившийся в Мичиганском университете, - это подмножество части стандарта Х.500, относящейся к протоколу доступа к каталогам. Недавно Netscape и сорок крупнейших компаний заявили о поддержке LDAP. Microsoft среди них не было, но и она намерена поддержать протокол в составе продукта Exchange Server.

"LDAP может стать первым стандартом на Internet, принятым без осложнений", - считает Клензин. Почему? В его основе лежит Х.500 - громоздкий, но широко распространенный стандарт для информационных систем. Поэтому, видимо, все и согласились на совместную доработку уже существующего стандарта.

Что стоит за термином "поддержка"?

Еще один, по-прежнему остающийся открытым вопрос - что значит поддерживать стандарт? Например, и Netscape, и Microsoft поддерживают HTML, но каждая разработала свои собственные расширения.

"Сначала у нас появился HTML. Сразу после этого Netscape его расширила для совместимости со своей программой просмотра. Потом то же самое сделала Microsoft, - говорит Машефски. - Они пытаются заставить как можно больше Web-узлов принять их стандарт, чтобы пользователи покупали именно эту, а не другую программу просмотра".

Существует еще подход "обширного набора". Например, Microsoft берет курс на поощрение обширного набора стандартов, среди которых предпочтение отдается ActiveX и Visual Basic, но имеется также и поддержка Java.

Стандартизация языка Virtual Reality Modelling Language 2.0 (VRML), или Moving Worlds, применение которого сейчас кажется специалистам информационных систем делом столь же отдаленного будущего, что и виртуальная реальность, вполне может пойти по пути, пройденному в свое время HTML. Пока же это яркий пример совместной работы множества производителей по созданию технологического стандарта.

"Moving Worlds сложился из перспективных планов многих компаний. Исходное предложение о его разработке поступило от компании Silicon Graphics, а потом к ней присоединились остальные", - поясняет Марк Рейнольдс, писатель, разработчик приложений для Web.

VRML 2.0 вобрал в себя все преимущества и недостатки продукта, разработанного группой компаний. Среди несомненных достоинств - возможность получения исходного текста и программ просмотра бесплатно в любое время. "Это все еще совершенно открытый стандарт, и у него уже есть свои пользователи", - добавил Рейнольдс.

Сильно настораживают начинающиеся споры о том, каким образом будут реализованы расширения Moving Worlds. Кто-то говорит о Java, кто-то о JavaScript, а кто-то заявляет, что такую технологию надо сперва изобрести.

Большие потрясения

Невозможно переоценить роль открытых стандартов Internet в мире, где самым важным условием для реализации истинного потенциала технологии является способность к взаимодействию. Internet сейчас переживает период больших потрясений. Существует масса конкурирующих, зависимых от рынка стандартов, и очень мало делается для их всеобщей поддержки.

Internet нельзя упорядочить, как телефонные компании. Она может переступить и географические барьеры, и барьеры закона. По мнению Кратчфильда, этот факт должен заставить производителей и пользователей мыслить глобально.

"Microsoft может всем раздать по куску пирога. Эта компания вырастет тем больше, чем толще и аппетитней будет выглядеть пирог", - добавляет Кратчфильд.

Многие, впрочем, надеются, что разработка стандартов Internet не пойдет по пути видеорынка, где конкурирующие между собой VHS и BETACAM делят растущий "пирог".

По мнению некоторых аналитиков, производители клиентского и серверного ПО ищут признания, а жертвой этих усилий становится стандартизация. Если не удастся справиться с этим, то рост Internet будет приостановлен. Пока у вас не будет, например, программы просмотра Netscape, использующей средства ActiveX или аналогичного приложения Microsoft, которое полностью поддерживает Java, вы не получите по-настоящему универсальной системы. Internet превратилась в арену межкорпоративной борьбы, и производителям необходимо понять, что рынок не будет развиваться до тех пор, пока эти междоусобные войны не закончатся.


Классификация стандартов

В мире технологий существуют не только миллионы стандартов, но и масса учреждений и организаций, которые их разрабатывают и устанавливают. Учредителем некоторых организаций выступает правительство. Другие создаются энтузиастами от промышленности и науки. Ниже перечислены крупнейшие учреждения по стандартизации, которые имеют влияние на Internet.

Международная организация по стандартизации (International Organization for Standartization, ISO, http://www.iso.ch) - координатор всех национальных учреждений по стандартам, имеющий представительства в большинстве крупнейших стран мира. Она оказывает поддержку и выделяет деньги для разработки международных стандартов во множестве отраслей промышленности, включая компьютерную. Собственно разработка выполняется техническими комитетами.

Национальный американский институт стандартов (American National Standards Institute, ANSI, http://www.iso.ch) поддерживает и устанавливает стандарты в США и является представительством этой страны в международных организациях, в том числе в ISO. Разработка стандартов для различных отраслей промышленности выполняется группами профессионалов, составляющими Уполномоченные комитеты по стандартам. ANSI - это финансируемая частным образом федерация крупных учреждений, среди которых есть представители как частного, так и общественного сектора.

Инженерная рабочая группа Internet (Internet Engineering Task Force, IETF, http://www.ietf.org) - это свободная, самоорганизованная группа людей, которые вносят научный и технический вклад в развитие Internet. Она является основной организацией, разрабатывающей стандарты для Internet. В ее ряды может вступить любой человек и заниматься тем, что ему интересно.

IETF ставит перед собой следующие задачи:

  • выработка решений административных и технических проблем Internet;
  • выработка рекомендаций по стандартизации и использованию протоколов;
  • содействие массовому внедрению технологий;
  • организация форумов для обмена информацией внутри сообщества Internet между производителями, пользователями, исследователями и сетевыми администраторами.

Национальная служба информационной инфраструктуры (National Informtaion Infrastructure Task, NIIT, http://www.niit.org) была учреждена Белым Домом для выражения и реализации идей администрации президента по вопросам Национальной информационной инфраструктуры (NII). Служба сформирована из высокопоставленных представителей федеральных агентств, играющих главную роль в разработке и внедрении информационных технологий. При NIIT есть также Консультационный Совет, составленный из представителей множества различных заинтересованных в NII организаций - промышленных, трудовых, научных и общественных групп, а также руководств штатов и округов. Создано три комитета NIIT - Комитет по телекоммуникационной политике, Комитет по информационной политике и Комитет по приложениям.

- Эмили Лейнфас