Один из наиболее активных представителей этого племени популяризировал созданный им "компьютерный лазерный центр". По словам изобретателя, гибрид компьютера и лазера лечил от большинства известных науке заболеваний на расстоянии и был успешно опробован автором для диспансеризации космонавтов на станции "Союз".
Генезис изобретения прозрачен. Лазер - символ современной науки для старшего поколения в соединении с изобретением века - компьютером обязан творить чудеса. И если не превращать воду в вино, то диагностировать космонавтов на орбите и исцелять от СПИДа. Самое занимательное в этой истории не "центр" - сотрудники патентных бюро видали и не такое, а подход, подкупающий своей наивностью. Смешаем самые передовые технологии и в результате получим нечто еще более современное и передовое. Но на практике оказывается, что сало в шоколаде - это не всегда вкусно.
О "компьютерном центре" мне напомнила достаточно популярная (и уже дорогостоящая ) теория "распределенной печати". Чем-то неуловимо "лазерным" веет от идеи объединения модных глобальных сетей с не менее популярной (хотя и в гораздо более узких профессиональных кругах) концепцией print-on-demand.
Газета которую держит в руках читатель отпечатана в Венгрии и привезена в Москву, откуда служба распространения разослала ее продавцам и подписчикам по всей стране. После всех перевозок транспортные расходы составляют почти половину стоимости газеты. А общее время от сдачи номера до его доставки читателю составляет до полутора недель. Экономия на перевозке и скорость - основные преимущества распределенной печати. Идея состоит в том, чтобы распространять электронную версию издания по глобальным сетям и печатать как можно ближе к потребителю. Если рассмотреть ситуацию в пределе, то "как можно ближе к потребителю" означает у него дома. Читатель скачивает, например, газету, с Сети и печатает на собственном принтере. В этом варианте ничего нового на сегодняшний день нет. Можно скачать с Сети и распечатать все что угодно, но почему-то большого числа желающих стать самому себе типографией не наблюдается. Идея может заиграть, если удастся правильно подобрать параметр "как можно ближе". При этом понятно, что чем ближе к читателю, тем меньше тираж, а в полиграфии меньше в расчете на экземпляр всегда значит дороже.
Печать по потребности (print-on-demand), бурно развивающаяся в последние годы, поможет разрешить эту дилемму. Киты полиграфической промышленности разрабатывают скоростные принтеры (в их числе и системы "цифрового офсета" ) при работе которых стоимость отпечатанного экземпляра не зависит от тиража. Другое достоинство систем print-on-demand - возможность авторизации страницы. Представьте себе ту же газету, где фамилия подписчика напечатана курсивом на первой странице. С финансовой точки зрения, на подобных системах оправдан тираж от нескольких сотен до нескольких тысяч экземпляров. При таком тираже print-on-demand кажется специально создан для распределенной печати. Принтер может быть размещен достаточно близко к потребителю, чтобы ощущались преимущества в скорости и дешевизне доставки по сравнению с традиционным методами. С другой стороны, система может обслужить довольно большое число клиентов, расположенных относительно компактно, скажем в небольшом городе или районе.
На развитие новой технологии потрачены немалые деньги. Все технические проблемы решены, и все же мы до сих пор не стали свидетелями триумфа распределенной печати. Более того, ряд крупных компаний, среди которых IT&T, свертывает свои программы в этом направлении. Официальное объяснение происходящему заключается в том, что потребители еще психологически не готовы принять новую технологию. Звучит не слишком убедительно. Для подобного решения должны существовать более серьезные причины, чем недостаточная готовность потребителя. В конце концов, заказчиками в данном случае выступают не индивидуальные пользователи, которые действительно могут морально "не созреть", а крупные корпорации, руководство которых специально обучено считать и зарабатывать деньги, в том числе и используя самые передовые достижения науки. Вероятнее всего, дело не в том, что потребитель не готов, а в том, что он не найден.
Допустим, условная "газета", о которой столько говорилось выше, будет реальной ежедневной общенациональной газетой. Технология распределенной печати позволит практически одновременно доставлять ее читателям по всей стране. Правда, привычка всей страной в одно и то же время читать одно и то же издание, столь характерная для России и Китая, не свойственна жителям развитых стран с давними демократическими традициями. Известно, что наибольшей популярностью там пользуются местные газеты, которые выходят в каждом населенном пункте, претендующем на звание города. Что же до России, то, по нашей информации, ряд крупных газет действительно ведет работы в этом направлении. Эти подвижки отечественных изданий сами по себе достаточно интересны, но существенного влияния на перспективы распределенной печати не оказывают.
Открываемый ежедневной газетой список потенциальных потребителей распределенной печати ею же и заканчивается. Конечно, если постараться, можно придумать что-нибудь в области рекламы или прямого маркетинга. Но, похоже, менеджеры IT&T придумывать не захотели, и тема была закрыта или по крайней мере заморожена.
Из всего вышесказанного вовсе не следует, что идея распределенной печати плоха. Многие крупные компании, в том числе Xerox, продолжают вкладывать средства в ее продвижение. И вероятнее всего, в той или иной форме распределенная печать будет реализовываться и продаваться, но фурора на рынке не произведет.
Рыночная судьба распределенной печати во многом повторит историю лазерных (sic!) цветных принтеров. Применение для цветного лазерного принтера можно найти, если хорошо подумать, и в принципе принтеры продаются, но далеко не так успешно, как хотелось бы их производителям. Год назад многие аналитики предсказывали обвальный спрос на цветные лазерные принтеры, после того как их цена опустится ниже отметки 5000 долл. Ценовой рубеж пройден, а лазерные цветные принтеры так и не стали предметами повышенного спроса. Не покупал пользователь за семь тысяч долларов штуку, которая ему непонятно зачем нужна, не купит и за пять. Конечно, если ему не объяснят, в чем ее полезность, а вот с этим как раз и возникают проблемы.
Засилье ненужных вещей вообще свойственно компьютерному рынку. Среди последних "офисные" сканеры, "эргономические" клавиатуры, "домашние" компьютеры, да мало ли что еще. Будет по-человечески очень жаль, если распределенная печать пополнит этот перечень. Поэтому предлагаю устроить что-то вроде конкурса. Придумайте платежеспособный и емкий рынок для систем распределенной печати, а за одно и для цветных лазерных принтеров и шлите в редакцию. Прибылью поделимся.
Денис Самсонов - главный редактор журнала Publish. С ним можно связаться по электронной почте по адресу: denis@osp.ru