Так что было бы интересно посмотреть, как интерактивные сервисы внедряются в других, более привычных средствах связи. В той же вышеупомянутой статье обсуждались две концепции: телевизора (т.е. по сути однонаправленного канала информации) и телефона (наоборот, полностью интерактивной службы). Начнем, пожалуй, с телевизора, а закончим телефоном.

Попытки превратить стоящий в каждом доме ящик если не в средство связи, то хотя бы в инструмент выборочного доступа к информации (не имея в виду простое переключение каналов) предпринимаются уже давно. Так, среди предполагаемых возможностей могли бы числиться поиск и выбор фильмов и видеоигр для просмотра в обширной базе, заказ и получение обучающих курсов на домашний телевизор и даже голосование по телевизору. Последнее вряд ли реально, поскольку в большинстве стран голосование сопряжено со многими традиционными процедурами и обычаями, отказаться от которых будет трудно... Однако все остальное уже реализовано и прекрасно работает во многих западных гостиницах, где постояльцы имеют доступ к системе меню, обеспечивающей выбор и заказ требуемой информации. Впрочем, это практически единственная область, где интерактивное телевидение реально используется (и то не повсеместно). Прогнозы о его широком распространении делаются уже несколько лет, однако пока они никак не оправдываются.

С другой стороны, телевизор пытаются сделать интерактивным путем его "интернетизации". Давно уже витает идея выпускать приставки к телевизору (не путать с Internet-компьютерами!), имеющие CD-ROM (например для доступа к играм и обучающим программам) и обеспечивающие выход в Internet. Существуют даже недорогие продукты этого класса. Так, японская фирма Bandai выпускает продукт под названием Pippin, который представляет собой гибрид игровой приставки и компьютера и базируется на технологии, лицензированной у Apple. Стоит он около 500 долл. (любимая цена апологетов сетевых компьютеров!).

О сетевых компьютерах говорить уже не хочется, да и сказано о них много, так что пойдем дальше.

Одним из последних новшеств на рынке пейджинговых систем стала предложенная фирмой Skytel технология интерактивного пейджера. Каждый, кто является абонентом Skytel, может ответить на сообщение, полученное на пейджер. Естественно, отправка текстовых сообщений не предусматривается (хотя бы потому, что пейджер не имеет надлежащей клавиатуры), однако выбор нужного ответа из имеющихся пунктов меню и отправка этого ответа пославшему запрос абоненту могут значительно усовершенствовать коммуникационные возможности пейджера. Впрочем, судя по отзывам в прессе, пейджеры Skytel весьма далеки от идела и нареканий на их работу значительно больше, чем благодарных откликов. Однако похоже, что Skytel - это лишь первая ласточка, и будущим пейджинговым системам не избежать превращения в интерактивные службы.

Что касается факсового обмена, то здесь, казалось бы, все ясно - ведь давно уже существуют интерактивные системы для извлечения нужного документа из базы с посылкой его на факсовый аппарат абонента. Все, что нужно для этого знать - это код документа, который необходимо набрать на клавиатуре факс-аппарата. Если код неизвестен, то система факсовой рассылки проведет абонента через несколько уровней голосового меню, выясняя, чего же он хочет, а в конце сообщит требуемый код. Однако, по моему мнению, вся система обмена факсами доживает последние дни (не буквально, конечно). Ведь носящаяся в воздухе идея о печати в Internet возможно станет могильным камнем для смазанного, неразборчивого факса, до боли знакомого всем, кто имел дело с факсимильной рассылкой. В самом деле, если Internet будет практически везде, а каждая организация обзаведется по крайней мере одним сетевым принтером, то почему бы просто не распечатывать документ на удаленном принтере вместо возни с факс-аппаратом. Да и преобразовывать документ сканированием с бумаги в электронный вид лишний раз не надо, что скажется в первую очередь на качестве получаемых копий - это будет качество оригинала.

Что касается еще одного интерактивного сервиса, который всегда привлекал писателей-фантастов - речь идет о видеоконференциях, - здесь не наметилось даже тенденции к его распространению. Проведение видеоконференций до сих пор требует достаточно больших скоростей передачи данных (уж не меньше 64 Кбит/сек.), а качество получаемого изображения нельзя назвать удовлетворительным даже при видеоконференциях по локальной сети. Видимо, рано ждать каких-либо сдвигов до тех пор, пока не появятся новые средства для высокоскоростной передачи данных (например, некоторые прочат в спасители кабельные модемы - что ж, поживем, увидим...).

Ну и, наконец, телефон. Казалось бы, что можно придумать нового в этой и так полностью интерактивной службе! Однако развитие голосового Internet скоро будет вызывать зависть у абонентов, пользующихся обычными телефонными услугами. Ведь разговор через Internet между любыми двумя точками земного шара зачастую стоит намного дешевле, чем телефонное общение. И пусть качество передачи голоса пока хромает, однако с нынешними темпами развития технологии оно будет быстро повышаться... А вот в Финляндии, к примеру, уже есть сервер, позвонив на который и назвав адрес в Internet, можно подключиться к сетевой системе голосового общения. Говорят, что это выгоднее - ведь за телефон надо платить только в пределах страны...

Вот так вкратце обстоит дело с интерактивными услугами, предоставляемыми средствами связи. Тенденция видна невооруженным глазом: то, что неинтерактивно, - устарело и требует модернизации. Информационная революция продолжается...


Кирилл Терлекчиев - главный редактор журнала "LAN Magazine/Русское издание". С ним можно связаться по электронной почте: kirill@osp.ru