для таких традиционных приложений EDI, как виртуальная торговля, и имеет сегодня основу - хотя бы по причине недостаточно надежной защиты данных, передаваемых по Internet. Тем не менее общие тенденции к расширению сфер применимости EDI и достижения в области защиты Сети свидетельствуют о высокой перспективности этой технологии для самого широкого использования. Прежде чем подтвердить или опровергнуть утверждения о неперспективности EDI, вспомним историю развития систем, построенных на основе этой технологии. Технология EDI целенаправленно развивалась как технология обмена коммерческими транзакциями в форме передачи электронных сообщений между программными системами без участия оператора.

Основные усилия в развитии EDI-систем были сконцентрированы вокруг следующих вопросов:

  • Создание технических возможностей для замещения бумажного документооборота электронным. С этой целью разрабатывались механизмы, позволяющие уравнять юридический статус электронных и бумажных документов, повысить надежность и достоверность передачи документов с помощью телекоммуникаций. Для разрешения споров о электронных документах предлагалось использовать архивы специальных организаций - EDI-провайдеров, обеспечивающих передачу электронных документов и выступающих в роли технического арбитра при выяснении ответственности сторон.
  • Стандартизация и структуризация электронных сообщений для передаваемой информации однозначной интерпретации программными системами, участвующими в обмене. Стандартизация формата и семантики коммерческих транзакций представляет основную суть EDI. Стандарты EDI-сообщений (например, EDIFACT, ANSI, TRADACOMS) отрабатывались длительное время и охватывают сегодня уже практически все отрасли промышленности, торговли и транспорта.

Одновременно с процессом становления EDI происходило взросление сети Internet, зародившейся в 1969г. из заказа ARPA (Управление перспективных исследований Министерства обороны США) на проект ARPANET. Первоначально сеть ARPANET задумывалась как средство связи только между учреждениями оборонки. Однако вскоре к работе с сетью были подключены университеты, которые по довольно случайному стечению обстоятельств выполняли в это время большой объем исследований для оборонной промышленности. Одновременно недопущенные в сеть ARPANET исследователи начали строить собственные сети и достигли определенных успехов. Вскоре естественным образом возникла задача объединения ARPANET с другими наиболее продвинутыми сетями. Результатом длительных эволюционных преобразований DARPA (переименованное ARPA) стал заказ Interneting Project и старт нового информационного бога - Internet.

"Всякая вещь,- говорил Платон, порождена либо природой, либо случайностью, либо искусством человека. Самые великие и прекрасные принадлежат первой и второй, самые незначительные и несовершенные - последнему". Поскольку случайностей при развитии Internet было много больше, чем при развитии EDI, то кажется, что должны быть правы те, кто объявляет новые услуги Internet могильщиками EDI. Попытаемся в этом разобраться.

Услуги Internet и EDI

До сегодняшнего дня услуги Internet не выходили за рамки обычных коммуникационных услуг - передачи данных, файлового обмена, виртуального терминала и электронной почты. Посредством стандартных услуг Internet можно было обеспечить пересылку сообщений с коммерческими данными, адресуя их конкретному лицу в понятном для чтения виде. Систему пересылки сообщений через Internet ни в коем случае нельзя отнести к EDI-системе - без дополнительных соглашений между всеми взаимодействующими участниками их программные приложения не смогут интерпретировать содержащиеся в сообщениях данные. Принятые в Internet технологии передачи сообщений не специфицируют механизмы подтверждения доставки сообщений. Кроме этого, сложно определить ответственность кого-либо за своевременность и качество доставки.

В последние годы Internet обогатился новыми видами сервиса, которые частично вторгаются в традиционную область EDI-приложений. Наиболее известна из них технология World Wide Web, дополненная элементами шифрования и авторизации информации, а также "виртуальными" платежными возможностями. Эти услуги создали предпосылки для использования Internet в так называемой виртуальной торговле, которая в ряде случаях может заменить обычные торговые площадки и реселлерские фирмы. Потому торговля названа виртуальной. Персонал торговой площадки никогда не общается с покупателем напрямую. Более того, персонал некоторое время может вообще не знать о "посещении" торговой площадки покупателем, совершенной покупке и использованном платежном инструменте.

Виртуальная торговая площадка в действительности представляет собой программное приложение, состоящее из следующих составных частей:

  • База данных, содержащая полную информацию о товарах, выставленных на продажу;
  • WWW-сервер для представления товара потенциальному покупателю и образцов форм заказа товара;
  • Программная система для ретрансляции заказа производителю товара и экспедиторской компании, осуществляющей его доставку.

Третья часть требует отдельного разговора, потому что этот пункт лишь условно можно назвать "EDI"-системой (далее Вы увидите, что это так и есть на самом деле).

Для покупателя виртуальная торговая площадка представляет собой мультимедийный WEB-сервер или WE- site, на котором можно получить описание товара во всех его подробностях - внешний вид, дату изготовления, фирму производителя. Для промышленных товаров предусмотрен просмотр также схемы продаваемого устройства, знакомство с его эксплуатационными характеристиками и даже демонстрация устройство в действии. Кроме этого, WEB-site содержит полную информацию о том, как заказать товар и рассчитаться за него.

Покупатели товарной площадки, как правило, представляют собой индивидуумов, имеющих доступ в Internet и специальную программу просмотра информации на WEB site. Такой индивидуальный покупатель может не иметь у себя сложной автоматизированной системы обработки данных, может не заботиться о специальных условиях поставки товара, а использовать стандартные формы заказа. Совсем иные взаимоотношения возникают у торговой площадки с поставщиками товара и экспедиторских услуг.

Во-первых, при большом числе заказов, проходящих через товарную площадку, ее персонал просто физически неспособен индивидуально с помощью WEB-site отбирать товар многих поставщиков.

Во-вторых, возникает множество частных способов организации поставки: товарный кредит на промежуточный склад для ускорения обслуживания конечного клиента, поставка под открытый аккредитив, револьверные поставки и т.п., которые требуют юридически оформленных договоров.

В-третьих, производители требуют от своих постоянных заказчиков точной спецификации товаров, например данные штрих-кодов, используемые для автоматизации складских операций. Часто производители даже предоставляют дополнительные скидки заказчикам, оформляющим заказы в стандартных формах. Кстати, использование штрих-кодирования допускается стандартом EDIFACT.

В-четверных, экспедиторские компании тоже все чаще требуют стандартизации форматов сообщений - их собственные программные приложения на основе этих сообщений оптимизируют маршруты и расписание доставки товаров.

Можно долго перечислять программные приложения производителей и экспедиторов, задействованных в процессе производства и оформлении транспортной доставки и требующих входную информацию от заказчиков в виде электронных документов с возможностью разбора их синтаксиса и автоматической интерпретации семантики.

За подготовку электронных документов, имеющих необходимый для производителей формат и построенных на основе входных данных, поступивших от потребителя, а также за надежную доставку этих документов отвечает третья из ранее указанных программ виртуальной торговой площадки. Описание данной задачи дает основание утверждать, что перед нами традиционная область приложений EDI. Именно поэтому третий компонент с полным правом именуется EDI-системой.

EDI-система не обязательно должна принадлежать виртуальной торговой площадке - EDI-функции может выполнять специальный провайдер, имеющий развитую телекоммуникационную систему. Но в любом случае EDI выполняет роль шлюза между программным приложением торговой площадки и программными приложениями всего мира производителей, экспедиторов и таможенных служб (если не удается найти хорошего производителя товара в своей стране).

Уже сегодня можно привести несколько примеров реализованных систем "виртуальной торговли". В частности, пристальное внимание уделяет этому механизму компания IBM, которая использует EDI и WWW для взаимодействия с дистрибьюторами в разных точках мира. Внутри IBM существует программа, предусматривающая в течение 1995-1996г. полный переход на электронное взаимодействие по поставкам и сбыту с основными поставщиками компонентов и потребителями продукции. Партнер компании Siemens Nixdorf, фирма Shopping City 2000 (Падерборн, Германия), полностью специализируется на создании систем организации розничной торговли для населения, используя для этого некий симбиоз телевизора, компьютера и компактного устройства ввода кредитных карт. По заказу клиента на экран выводится изображение торгового зала выбранного магазина, по которому можно пройтись, взять понравившийся товар, внимательно разглядеть его - вплоть до даты изготовления и положить в виртуальную корзину. После оплаты через устройство считывания карты или путем передачи поручения своему банку через несколько часов весь выбранный комплект будет доставлен домой потребителю.

Взаимодействие Internet и EDI

Разработчики EDI-систем уже давно не устанавливают жестких ограничений на тип телекоммуникаций, по которым могут доставляться EDI-сообщения. Транспортные протоколы TCP/IP и протокол передачи файлов, например FTP, обязательно входят в стандартный стек протоколов любой сколько-нибудь развитой EDI-системы. Типичная схема использования EDI-систем показана на Рис. 2. На Рис. 3 приведена в качестве примера схема организации работы одного из лидеров среди EDI-систем - системы AMTRIX, которую можно одновременно применять и как EDI-компонент программного приложения и как автономную систему, обслуживаемую EDI-провайдером.

Современная трактовка EDI-систем шире классического взгляда на них как на программную реализацию протокола Х.435. Современные системы предусматривают два типа связей с автоматизированными программными приложениями: on-line и off-line. Для связей on-line все чаще используется Internet. Взаимодействие off-line опирается на электронную почту стандарта Х.400, в связи с тем что технология передачи электронной почты в Internet не гарантирует доставки сообщений и точного времени доставки, а отправитель сообщения не может узнать, доставлено ли его сообщение до тех пор, пока получатель не отправит ответное послание. Часто возникает забавная ситуация, когда теряется ответное сообщение, - отправитель обижается, что партнер игнорирует его письмо, в то время как получатель спокойно пребывает в состоянии исполненного долга.

Развитие канальной инфраструктуры (оптика, спутники, ISDN) создает все больше предпосылок для on-line-взаимодействия EDI-систем с приложениями. Главная причина использования on-line-соединений между EDI и приложениями - это скорость реагирования партнера. Быстрый ответ приложения позволяет быть уверенным не только в том, что документ доставлен до почтового ящика получателя, но и в том, что документ авторизован и не содержит синтаксических ошибок.

Однако не все так просто во взаимоотношениях EDI-систем с Internet on-line. Сложность состоит в том, что, во-первых, почти всегда прямое on-line-взаимодействие с несколькими приложениями требует наличия адекватного числа выделенных каналов. Понятно, что пока это не очень дешево. Конечно, можно воспользоваться каналами какой-либо телекоммуникационной компании, но это уже будет не "общественный" Internet, а, в лучшем случае, использование транспортных протоколов TCP/IP при прохождении сообщений через IP-маршрутизаторы телекоммуникационной компании. Второе обстоятельство, заставляющее относиться к идее on-line-взаимодействия EDI с приложениями достаточно осторожно, заключается в том, что EDI-система и приложения должны находиться в состоянии готовности одновременно принимать сообщения от многих источников 24 часа в сутки и 365 дней в году. При этом, конечно, нужно забыть о столь любимых операционных системах и средах, как DOS, WINDOWS 3.x, WINDOWS 95, обеспечить постоянное дежурство операторов - работать в режиме вычислительных центров коллективного пользования. Понятно, что такие решения имеют право на жизнь, но они очень дорогостоящи.

Еще одна проблема, которая в большей степени касается off-line-взаимодействия, заключается в обеспечении секретности передачи информации через Internet. Internet - открытая сеть, в которой работают не только клиенты и поставщики "виртуальных торговых площадок", но и конкуренты, не всегда использующие цивилизованные формы работы на рынке. Перехват заказов, умышленное искажение информации, свободно гуляющей по Internet, могут стать инструментом конкурентной борьбы. Основным решением этой проблемы является встраивание в EDI-системы механизмов шифрования и электронной подписи. Но тогда необходимо наладить обмен ключами для подписи и шифрования между EDI-системой и приложениями и согласовать административные процедуры их обновления. В этом случае, так по крайнем мере кажется сегодня, более надежно и удобно использовать почтовый протокол межперсонального обмена Х.420 из группы X.400, используемый в данной конкретной ситуации для организации взаимодействия между администраторами EDI и приложений, входящий в группу протоколов Х.400.

Сам собой напрашивается вывод - технологиям EDI и Internet предстоит долгая совместная и, будем надеяться, счастливая жизнь. Об Internet уже все знают все. Может быть, пора начать изучать EDI-системы? Ведь нет сомнений - за "виртуальными торговыми площадками" будущее.


Александр Менн - генеральный директор АО СФТ. С ним можно связаться по телефону: (095) 334-89-71.