13 июня компания "КонсультантПлюс" провела пресс-конференцию, на которой было рассказано о самой компании и об одноименных с ней сети и компьютерной программе.
Общероссийская сеть распространения правовой информации "КонсультантПлюс" состоит из 275 региональных сервисных центров. Общее количество пользователей - около 60 тыс. Общий объем базы данных - 100 тыс. нормативных документов и 10 тыс. - справочных и консультационных. Ежемесячная прибавка - 3,5-4 тыс. документов.
Кроме центральной существуют также региональные БД, которые создают региональные центры по переданной им "Консультантом" технологии. Всего таких центров 275. Их количество жестко ограничено: в городе с населением до 500 тыс. человек - не больше одного центра, от 500 тыс. до 1 млн. - 2-3, более 1 млн. - 4 и больше. Например, в Москве 20 сервисных центров. Такое искусственное уничтожение конкуренции с одной стороны заставляет головную фирму контролировать ведение дел региональными центрами, с другой - дает последним "уверенность в завтрашнем дне" - они могут вкладывать деньги и силы в раскрутку системы, не опасаясь при этом, что плодами воспользуются конкуренты.
Большое внимание привлек вопрос об ответственности "Консультанта" за достоверность информации. Выяснилось, что за достоверность информации компания отвечает морально, но отнюдь не материально или юридически. Скажем, в суде на публикацию в "Консультанте" не сошлешься, там рассматриваются лишь издания, имеющие официальный статус, а таковых весьма мало. К ним, например, не относятся настольные издания деловых людей - "Финансовая газета" или "Экономика и Жизнь". Впрочем, после дискуссии представители компании решили включить в типовой договор пункт, предусматривающий выплату солидного вознаграждения за найденные ошибки. Как они полагают, платить не придется, "а маркетинговый ход хороший".
В "Консультанте" весьма довольны схемой взаимоотношений с государственными органами. Все они - ЦБ, правительство, министерство финансов и многие другие - получают специальную версию программы, в Москве бесплатно, на периферии с большими скидками. За это госструктуры оперативно предоставляют компании новые нормативные акты, приказы и т.д. Они и так должны это делать, но при "натуральном обмене" получается быстрее.
После обсуждения проблем организационных и юридических разговор перешел на вопросы технические. Были обрисованы 4 важнейших проблемы разработки систем, подобных "Консультанту". Во-первых, необходимо создавать свой формат базы данных, поскольку типовые базы плохо приспособлены для работы с полями переменной длины, а документы бывают разные - от письма на полстранички до сборника инструкций на 50 страниц. Кроме того, разработанный для системы "Консультант" формат позволяет быстро и эффективно сжимать и распаковывать БД в процессе чтения записей. Во-вторых, принципиальным моментом является механизм изменения и пополнения БД. Некоторые системы (например "Гарант") заменяются целиком. В "Консультанте" заменяется и заново индексируется для создания внутренних связей в БД лишь измененная часть текста, в последней версии (5.21) можно даже заменять не весь документ, а, например, только изменившийся абзац. Третья проблема - работа с гипертекстом, установление ссылок. Помимо технической эта проблема является еще и принципиальной, то есть здесь необходимо определить, насколько разветвленной должна быть система ссылок. Понятно, что в документ надо установить ссылку на упоминающийся в нем другой документ, но, например, нужно ли там указывать еще и тот, который ему противоречит? Последняя, четвертая, принципиальная проблема - организация полнотекстового поиска. Для этого надо проиндексировать все слова (их 120 - 150 тыс.), входящие в документы БД. И, соответственно, плохой, медленно работающий механизм индексации может полностью "скомпроментировать" всю систему.
Последняя версия программы "КонсультантПлюс" является очередным шагом к решению этих проблем. В ней в 3 раза ускорен процесс индексации документов, имеется полноценный встроенный редактор, позволяющий работать с документами любого размера (редактор прошлой версии был ограничен размером документа в 64 Кбайт), и появилось понятие квазитекста. Квазитекст - средство визуализации неявных связей в документе. Это отдельное поле, которое хранится вне текста документа и может пересылаться независимо от самого текста. В эти поля вводятся специальные комментарии, дающие возможность пользователю при просмотре текста видеть связи с другими документами. Именно технология квазитекста позволяет пересылать не весь документ, а лишь его обновленный фрагмент.
Что же касается того, какая система лучше ("Консультант", "Гарант" или какая-то другая), то на этот вопрос однозначного ответа нет. Например, благодаря широкой сети региональных центров и механизму частичного обновления, "КонсультантПлюс" более распространен, более доступен и более оперативен. А в "Гаранте" за счет того, что вся база каждый раз заменяется целиком и, соответственно, индексируется один раз (при создании очередной версии), у пользователя нет проблем с индексацией и документы этой системы гораздо более насыщены разнообразными взаимными ссылками. Тут уж, кому что важнее.