было разобраться - что вкладывается в это понятие, насколько значима технология Intranet для организации корпоративной информационной системы, насколько развит инструментарий для ее построения, какие из компаний можно назвать главными игроками на этом поле и т.д. Мы получили ответы на все эти вопросы. Для нас главный результат участия в конференции состоит в том, что удалось составить целостную картину технологии Intranet и собрать огромный фактический материал, который позволил впоследствии здесь, в Москве, выработать стратегию построения Intranet и приступить к реализации корпоративных проектов.
Intranet - это отнюдь не узкоспециализированное технологическое решение по организации корпоративной информационной системы. Intranet представляет собой, если хотите, новую философию организации и управления информацией внутри компании, а ее отражение на жизнедеятельность компании дает несомненный и ощутимый экономический эффект. Изменения связаны, прежде всего с резким улучшением качества потребления информации, напрямую влияющим на производительность труда сотрудников компании.
Для информационной системы ключевыми становятся новые понятия - публикация информации, потребители информации, предоставление информации. Основные преимущества Intranet - резкое сокращение бумажных архивов, легкость и простота публикации информации, универсальный и естественный доступ к ней с помощью навигаторов, существенное сокращение затрат на администрирование приложений на рабочих местах пользователей, немедленная актуализация любых изменений в информационной базе компании за счет нулевого времени публикации, смещение акцентов от генерации информации к ее эффективному потреблению - очевидны и не требуют доказательств.
Ключ к пониманию жизненности принципов Intranet - это естественность восприятия сотрудниками компании такого способа получения информации. Данные можно получить именно в тот момент, когда они необходимы, в наиболее удобном виде. Актуальная информация всегда находится "под рукой". Люди получают доступ к самому ценному, что имеет компания - ее информационному хранилищу, они работают быстрее и эффективнее, поскольку им удобен такой способ работы. Не нужно звонить по телефонам, бегать по кабинетам в поисках документов, отвлекать людей от работы, ожидать, пока то или иное предписание поступит в отдел - достаточно лишь запустить навигатор и "перейти" по ссылкам в требуемую точку информационного хранилища. Гипертекстовая организация информации и эффективная корпоративная сеть - "столпы" новой технологии потребления информации внутри компании.
Итак, совершенно очевидно, что компьютерный мир Северной Америки принял технологию Intranet и активно использует ее на практике. Это подтверждается полным отсутствием на конференции дискуссий типа "а жизненно ли это?.. " и "не мыльный ли это пузырь?.. " Американцы - прагматики, они видят в идее рациональное зерно и способ экономить деньги - и начинают действовать.
В то же время данный этап можно назвать "началом пути" или "пробой сил". Масштабные проекты только разворачиваются, только-только появляются первые промышленные средства разработки на Java и средства интеграции Java/CORBA, Java/Database. В образовавшуюся нишу устремились небольшие, "гаражные" компании (большинство докладов на конференции было сделано их представителями), которые исключительно быстро заполнят рынок таких средств. Другой важный вывод - большинство представленных на конференции проектов было реализовано крайне простыми и общедоступными средствами (свободно распространяемые средства создания Web-серверов, search engine, CGI, C, Perl и т.д.) - одним словом, пока не появились коммерческие системы люди берут то, что есть под рукой.
Далее, мы окончательно убедились в том, что компоненты Intranet - это, собственно, то, над чем наша компания работает вот уже несколько лет, и то, что мы позиционируем как основные элементы корпоративной информационной системы - RISC-серверы под управлением UNIX, корпоративная сеть, протокол TCP/IP (непременный атрибут Intranet), реляционные СУБД, программное обеспечение промежуточного слоя (в том числе мониторы транзакций и распределенные приложения в стандарте CORBA), межсетевые экраны (firewall). Intranet добавляет к этому две вещи. Во-первых, универсальный способ предоставления информации посредством Web-сервиса, экранирующего детали и различия источников информации (СУБД, мониторы транзакций, файловые системы - все это в терминологии Intranet рассматривается как унаследованные системы). Во-вторых, универсальный доступ к информации посредством навигаторов. Таким образом, мы находимся буквально в одном шаге от Intranet. И если сегодня с помощью Web-технологии легко реализуется обобщенная задача доступа к корпоративной информации, то завтра актуальным станет управление транзакциями в масштабах корпорации.
Стало также ясно, что профессиональный корпус разработчиков безусловно принял Java как язык программирования - и в ближайшее время следует ожидать взрывного роста спроса на Java-программистов. Другой важный вывод касается самого языка программирования Java. Очевидно, что бессмысленно пытаться анализировать особенности, преимущества и недостатки Java в отрыве от явлений более высокого порядка, породивших этот язык программирования. Java - это дитя технологии сетевых вычислений и Web-технологии, и понять его феномен можно только в этом контексте.
Удалось в каком-то смысле систематизировать действия по созданию Intranet. Во-первых, необходимо получить опыт практического использования технологии Web и Java на небольших тестовых примерах. С этой целью стоит построить экспериментальный Web-сервер, испробовав при этом различные средства создания его содержимого (в частности HTML-редакторы), получить опыт программирования на HTML, Java, опыт применения CGI и поисковых средств (search engine), а также интеграции Java/базы данных и Java/CORBA. Вторым шагом должен стать пересмотр сетевой инфраструктуры организации и модернизация рабочих мест. В частности, необходимо обеспечить TCP/IP-подключение для каждого рабочего места (одна из фундаментальных особенностей Intranet - использование протокола TCP/IP), реализовать качественное подключение ко внешним сетям (и в первую очередь к Internet), установить межсетевой экран (firewall), установить на рабочие места пользователей навигаторы и т.д. После выполнения этих подготовительных работ можно приступать к реализации глобального проекта построения Intranet. Мы рекомендуем стартовать прямо сейчас, поскольку считаем, что в течение 1996 года Intranet станет фактическим стандартом организации корпоративных информационных систем.
Честно говоря, меня удивило, что в последнее время появился ряд недоброжелательных (я бы даже сказал - весьма злобных) статей о Java, авторы которых, не делая ни малейшей попытки хоть как-нибудь проанализировать язык как НОВОЕ явление компьютерных технологий, ни малейшей попытки СЕРЬЕЗНО осмыслить происходящее, ограничиваются фразами типа "а король-то - голый", или "...и все это полнейшая чушь..." либо воинственными домыслами "...Sun собирает ополчение...". Не имея абсолютно НИКАКОГО опыта реального программирования на Java - поскольку за столь малый срок просто НЕВОЗМОЖНО получить этот опыт (напоминает известное: "Пастернака я не читал, но скажу прямо..."), они, нимало не сомневаясь, ставят крест на технологии, в которой так до конца и не разобрались.
Мне известно, что многие мои коллеги (например по редакционному совету журнала "СУБД") скептически настроены по отношению к Java - однако никто из них, будучи грамотным и серьезным специалистом да и просто культурным человеком, не позволяет себе столь безапелляционно высказываться о новых, безусловно значимых явлениях компьютерной жизни, да еще в широкой прессе. Пожалуй, первую серьезную попытку анализа предпринял журнал "Открытые Системы", опубликовав в последнем номере дискуссионную статью о Java.
Так или иначе, не стоит развязывать религиозные войны - лучше бы воздержаться от скороспелых выводов, навешивания ярлыков и заняться нормальным, серьезным анализом происходящего - возможно, это первый драматический этап в новой технологической революции. И еще об одном. Насколько я понял авторов этих статей, их очевидное раздражение вызвано большим шумом, который пресса подняла вокруг Java. Мне кажется, не нужно обращать внимание на чисто маркетинговые публикации - они делаются по своим законам, реальные технологии и действительно значимые явления отражаются в них, как в кривом зеркале. Прочтите лучше великолепную статью Джорджа Гилдера (George Gilder) "The Computing Software Shift", начало которой опубликовано в журнале "Открытые Системы", N2, 1996 г.
Мне кажется, жизненность Java-технологии состоит в том, что она уже воспринята мировым компьютерным сообществом и будет существовать как сумма знаний, умений и опыта огромного профессионального корпуса разработчиков, работающих в разных компаниях, живущих на различных континентах и взаимодействующих по Internet. При этом ни в одной из компаний не будет сохранен полный и жесткий контроль над программным обеспечением, позволяющий извлекать из его продаж сверхприбыли, диктовать свою волю огромному числу людей и манипулировать их сознанием и поведением...
Глеб Ладыженский - консультант компании Jet Infosystems, сотрудничает в редакционном совете журнала "Системы Управления Базами Данных". С ним можно связаться по телефону 972-11-82 или по электронной почте: gleb@jet.msk.su
Предприятиям нужны сети Intranet
В ходе опроса у 275 Infoworld читателей спросили, зачем они развернули корпоративные сети intranet
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|