Примерно под таким лозунгом 21-22 мая прошел межрегиональный семинар "Проблемы информационной и аналитической поддержки деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Семинар был организован Российской академией государственной службы при Президенте РФ, аппаратом Совета Федерального Собрания, Главным программно-аналитическим управлением Президента, Комитетом по политике информатизации, а также недавно созданной Межрегиональной ассоциацией "Информационное единство". Целью семинара стала выработка согласованных подходов к эффективному информационному и аналитическому обеспечению при подготовке и принятии управленческих решений.
По мнению ряда докладчиков, несмотря на явный прогресс в деле автоматизации работы государственных структур в регионах выяснилось, что в суете, связанной с установками компьютеров (всего по данным Комитета по политике и информатизации в 1995 году - 1245 тыс. шт., 60% из которых осели в столицах), как-то забыли о пресловутом "человеческом факторе". Когда прошла эйфория первого знакомства сотрудников органов власти с ПК, выяснилось, что компьютеры сами по себе ничего не решают. Вследствие чего начался процесс выбивания дополнительного финансирования и последовали сетования на отсутствие координации работ и ожидание дальнейших указаний из центра.
Безусловно, финансирование информационно-аналитической работы необходимо. В бюджете США более 20 млрд. долл. выделено именно на аналитическую и консалтинговую деятельность, а аппарат президента США обслуживают сегодня от 500 до 1000 различных аналитических центров. Работа же аналитиков в российских государственных структурах - дело рук энтузиастов. Если губернатор "прогрессивный", отношения между руководителями информационных и аналитических подразделений в администрации сложились хорошие - пойдет нормально налаженная работа, а если нет, то все усилия уходят в песок. Сегодня, пожалуй, уже везде, кроме власть предержащих, понимают стратегическое значение аналитических обзоров и рекомендаций. Например, имея информацию о расхождении в ценах, скажем, на мясо в центре области и ближе к границам, можно, прямо на корню, властью губернатора выявить сговор между госавтоинспекцией и руководителями городских рынков.
На семинаре было проявлено несколько двоякое отношение к одному из наиболее крупных и актуальных сегодня проектов - ГАС "Выборы". С одной стороны, в регионах появилась хоть какая-то техника, были получены выделенные каналы связи, кроме уже существующих правительственных и специальных. С другой остается без ответа вопрос, как использовать эти порядка 9 тыс. дорогостоящих ПК в промежутках между выборами, какую ответственность несет администратор сети этой системы за случайный или преднамеренный недосмотр, приведший к утечке или фальсификации информации. Законодательство пока сильно отстает от реальных потребностей в информатизации органов государственной власти и, как следствие, в наиболее активных регионах (Ярославле, Кемерово, Туле, Татарии, Бурятии) начинается собственный законотворческий процесс, но, к сожалению, без согласования с соседями. Возможно, в решении этой проблемы сможет помочь межрегиональная ассоциация "Информационное единство", которая призвана объединять и координировать усилия регионов по более эффективному использованию информационных ресурсов России.
Ясно, что пути решения некоторых вопросов информатизации лучше просматриваются именно из регионов, 15 из которых работают уже без оглядки на центр, расширяя программно-аппаратную базу своих информационно-аналитических центров за счет средств местного бюджета. Более широкому развитию этого процесса мешает опять же отсутствие законодательной базы по правам регионов в области автоматизации, переводящее решение вопросов информатизации в плоскость межличностных отношений и ставящее его в зависимость от конкретных симпатий губернатора, его профессии до вступления в должность. В результате все это создает перекосы типа "установили технику, а после хоть трава не расти" (или более прогрессивная, но также однобокая точка зрения - "главное создать безбумажную технологию").
Однако нельзя утверждать, что центр никак не помогает регионам: весьма ощутимую роль в информированности руководителей на местах играет сегодня система "Почта", работающая под эгидой ФАПСИ в 400 регионах России. Абоненты этой системы получают доступ почти к 100 базам данных, содержащим постановления, стенограммы выступлений, обзоры материалов средств массовой информации в центре и на местах.
Отчетливо прозвучала на семинаре мысль о том, что информация сегодня является одним из важнейших стратегических ресурсов, умелое использование которого поможет предотвратить разного рода политические и экономические катаклизмы, повысить эффективность работы государственного аппарата, одновременно снизив расходы на проведение различных дорогостоящих мероприятий, связанных с регулированием происходящих в обществе процессов. В этом контексте интересна система "Барометр", призванная собирать прямые и косвенные данные о настроениях и обстановке в регионах и, в отличие от системы "Почта", работающая в обе стороны, а не только от центра к регионам. Другой пример - система информационного обслуживания, созданная в Ярославской области и позволяющая через 100 точек подключения Internet получать с WWW-серверов всю необходимую информацию о событиях в области.