"Арсенал" купил "Лексикон" у "Микроинформа". Это на первый взгляд. А на второй - совсем не купил. Потому что "Микроинформ" не продавал, а отдал бесплатно. Подарил, как старушка котенка на "Птичьем рынке" - "отдам в хорошие руки". Кроме того, не "Лексикон" подарил, а торговую марку. "Лексикон" для DOS как принадлежал "Микроинформу", так и принадлежит, а будущий "Лексикон" для Windows и других популярных ныне ОС ничего общего с любимым детищем "Микроинформа", похоже, иметь не будет - кодовая основа разная. И, в довершение всего, совсем не "Арсеналу", потому что финансирует разработку нового "Лексикона" материнская фирма "АйТи".
Позубоскалив вволю, попрубуем разобраться, что же на самом деле произошло.
Продать "Лексикон" в полном смысле слова у "Микроинформа" шансов не было. Да, это, как считается, самая популярная отечественная программа - ее годовые продажи достигали в лучшие времена 20 тысяч. И даже при этом софтовое направление "Микроинформа" было убыточно, учебные центры финансово давали много больше - это Борис Фридман, глава фирмы, и не особо скрывает. "Лексикон" был обречен в тот момент, когда на арене нашего цирка появилась Microsoft. Поэтому перед "Микроинформом", свернувшим работы над "Лексиконом" для Windows в июне прошлого года ввиду полной бесперспективности усилий, было две возможности - забыть о продукте вообще или передать падающее из рук знамя желающему.
А теперь зададимся самым интересным вопросом. Зачем "Лексикон" "АйТи" (простите, "Арсеналу")? Ответ, лежащий на поверхности, но мало что объясняющий, хором дали Тагир Яппаров (глава "АйТи"), Дмитрий Комиссаров (директор "Арсенала") и Михаил Донской (вместо выбывшего из игры Евгения Веселова будет делать интерфейс новому "Лексикону"). У продукта, мол, огромные перспективы. Пуста ниша текстового процессора для "среднего класса" - сложнее, чем Write, но проще, чем Word. Стране нужен национальный текстовый процессор. Кроме того, дешевый - его будут предустанавливать на свои ПК "красные сборщики", а государственные структуры начнут хором устанавливать эти машины, причем в солидных количествах. Действительно, красивый сценарий.
Рассмотрим все "за" и "против", которые могут помочь или помешать "АйТи" в осуществлении ее амбициозных планов.
За: 1. "Микроинформу" для раскрутки на рынке "Лексикона" хронически не хватало средств - этим во многом и объясняется опоздание с выходом на рынок версии для Windows примерно на год. У "АйТи" больше средств, поэтому и больше возможностей.
2. Дешевизна - для производителей это плюс, так как предустановка потребует лишних 5-7 долларов.
3. Национальность текстового процессора. Серьезный аргумент для чиновников-государственников при оптовых покупках: одно дело финансировать далекий Редмонд, другое - нашу, российскую компанию.
4. На ОЕМ-демпинг Microsoft если и пойдет для уничтожения конкурента, то не сразу - большая компания неповоротлива.
Против: 1. Word уже захватил рынок. Даже фанаты "Лексикона" для DOS в Windows работают с Word. Вышибать с рынка Microsoft - дело, наверное, выполнимое, но очень неблагодарное. "Как школьнику драться с отборной шпаной", - так писал Высоцкий.
2. Уровень пиратства - "Лексикон", стоящий меньше 100 долларов, все равно легче переписать у знакомого, чем купить.
3. Надежда с ОЕМ только на "красных сборщиков", но их рынок не слишком велик.
4. Предустановка текстовых процессоров не очень популярна: для "чайников" достаточно Write, профессионалы поставят Word.
5. ОЕМ-демпинг от Microsoft все равно вполне вероятен, как только новый "Лексикон" покажет себя достойным конкурентом.
За/Против: 1. Не поймешь, как относиться к словам о текстовом процессоре среднего класса и рассуждениям о "национально-ориентированном интерфейсе". Первое - вещь достаточно загадочная. Все согласны с тем, что Word используется, дай бог, процентов на 30 своих возможностей, но если не покупать, а воровать, то предпочтительнее Word. А если все-таки решиться на покупку, то покупка получается какая-то слишком рационально-западная, не наша - мы здесь процентов не считаем... А вот русский путь в области интерфейса может быть интересен (хотя никто не знает, что это), но беда в том, что мы уже в массе своей привыкли работать в адаптированных интерфейсах Microsoft. Страдаем, конечно, но трудимся. Так что в декабре, когда выйдет новый "Лексикон", весь из себя замечательный и в доску свой, придется переучиваться. Тогда за что боролись с Word?
Все эти размышления приводят к мысли неожиданной, но занятной. Может быть, не "Лексикон" в первую очередь нужен быстро растущей "АйТи", а то, что она и получила - торговая марка? Когда сделку начинаешь рассматривать как имиджевое приобретение, картина получается хоть и диковатая, но очень наша. Получая "Лексикон" даром и сейчас, "АйТи" имеет все шансы собрать массу плодов с дерева public relations. Что же до разработки продукта, то расходы на нее с лихвой могут окупить первые, ажиотажные месяцы продаж. Кроме того, декабрь не скоро, до тех пор многое может измениться, а иметь на руках такой козырь, как "Лексикон", для рвущейся в первые ряды отечественной компьютерной элиты "АйТи" - это лучше, чем не иметь.
Михаил Дубровский - ведущий обозреватель Computerworld Россия по локальным рынкам.