Объектом исследований стали посетители компьютерных выставок, а также их оценки и мнения относительно различных аспектов развития компьютерного рынка России.
Всего за 1995 год было опрошено более 1700 респондентов. На основе этих опросов-интервью создана база данных. Анкеты для интервью условно состояли из двух типов вопросов - общих и специальных. Содержание общих вопросов не зависело от специфики конкретной выставки и охватывало проблемы компьютерного рынка вообще. Посредством специальных вопросов мы, напротив, старались прояснить проблемы, связанные именно с конкретной выставкой.
Посетители компьютерных выставок, с одной стороны, интересовали нас, как наиболее активная и восприимчивая часть потенциальных потребителей при организации рекламных кампаний, связанных с продвижением на рынок продуктов и услуг высоких компьютерных технологий, с другой стороны - каждый посетитель для нас выступал в качестве эксперта или специалиста по вопросам использования этих технологий в своей деятельности.
В первую очередь нас занимали область деятельности и размер предприятия, на котором работает посетитель, его должность и, косвенно, его отношение к принятию решения о закупках на предприятии. В таблице 1 показано распределение посещения выставок представителями предприятий различных областей деятельности. Хорошо видны как различия в представительстве на выставках, так и достаточно плавное изменение данных от выставки к выставке. Судя по всему, это результат влияния специфических и общих показателей компьютерных выставок. Усредненные по выставкам данные представлены в таблице 2. Полученное распределение не очень отличается от распределений по отдельным выставкам, что подтверждает одинаковый уровень посещения выставок и отражает некую степень интереса указанных отраслей хозяйства к современным компьютерным технологиям.
Таблица 2.
Структура посещения компьютерных выставок в 1995 г. (в среднем).
Компьютерный бизнес | 25.8% |
Наука/образование | 15.7% |
Пром-ть/энергетика | 13.8% |
Финансы/страхование | 12.6% |
Органы гос. власти | 9.0% |
Торговля/поср. деят. | 7.3% |
Транспорт/связь | 5.6% |
Издательство/реклама | 5.5% |
Строительство | 3.1% |
Иное | 1.6% |
Еще одним важным показателем характеризующим представительство предприятий на выставке является размер предприятий (имеется в виду количество занятых там людей), приславших на выставку своих работников. Распределение размеров представленных предприятий по отдельным выставкам в среднем показано в таблице 3. Комментируя приведенные данные, можно отметить достаточно равномерное распределение этого показателя, что еще больше подтверждается данными по выставке бухгалтерских программ.
Таблица 3.
Представительство на выставках (в среднем по кол-ву сотрудников на предприятии).
Менее 10 | 12% |
От 10 до 50 | 29% |
От 50 до 100 | 17% |
От 100 до 1000 | 22% |
Более 1000 | 20% |
Что касается должностной структуры посетителей выставок, здесь разброс данных достаточно велик, что говорит о специфике посетителей каждой выставки. В таблице 4 представлено усредненное должностное распределение посетителей компьютерных выставок.
Таблица 4.
Должностная структура посещения выставок (в среднем).
Специалист-инженер | 29.4% |
Руководитель отдела | 21.8% |
Инженер-программист | 21.0% |
Руководитель предприятия | 12.4% |
Научный сотрудник | 5.9% |
Менеджер | 4.7% |
Эксперт, консультант | 4.5 |
Таким образом, в общем и целом, можно констатировать: полученные в результате обработки данные подтверждают гипотезу о том, что, несмотря на существующие значительные отличия, у посетителей компьютерных выставок есть и общие характерные черты. Этот факт также подтверждается данными по "Выставке бухгалтерских программ", которая в ряду компьютерных выставок стоит несколько особняком.
Аналитическая группа University проводит профессиональные социологические и маркетинговые исследования, в том числе в области компьютерного рынка.
Контактный телефон: 939-59-49, факс: 232-00-62.