Примерно в то же время немецкие судебные власти на основании закона о детской порнографии прекратили доступ по CompuServe для более чем 4,3 миллионов своих подписчиков из разных стран к двухстам группам новостей Usenet, содержащим информацию, о сексе.
Два правительства по абсолютно различным причинам предприняли попытки применить свою власть в Internet. Медленно, но верно, власть придержащие осознают значение Internet и ее неограниченные возможности.
Вполне закономерны и попытки некоторых правительств регулировать Internet и вводить здесь разные ограничения. Но, в перспективе, большая часть таких попыток обречена на провал. Internet - всемирная, не признающая никаких границ сеть, которая находится вне пределов юрисдикции какого-либо одного правительства.
Никакие меры по регулированию Internet не могут оказать влияния на эту децентрализованную гиперсеть, поскольку отключение любого из узлов не приведет к нарушению коммуникаций в целом. Сообщения будут направляться через другие узлы, в обход отключенного. Цензуру и всевозможные ограничения всегда можно обойти. Серверы Internet смогут работать с данными, находящимися в хранилищах где-нибудь на Каймановых островах или в Лихтенштейне, и все равно смогут обеспечивать необходимое информационное наполнение и осуществление транзакций.
Своего рода защитой от подобных посягательств служат и потрясающие размеры сети. Миллионы сообщений, миллионы узлов World Wide Web и тысячи групп новостей - за всем проследить невозможно. Кроме того, широкое использование различных средств шифрования сообщений делает попытки любого контроля со стороны правительства неосуществимыми даже теоретически.
Но наиболее серьезный аргумент против какого-либо регулирования Internet - это деньги. Аналитики считают, что оборот электронной коммерции к 2005 году составит более 1 триллиона долларов. И любое правительство, желающее принять участие в этой деятельности, вынуждено будет отказаться от возведения неоправданных барьеров в сети.
Власти таких стран, как Китай, которые, с одной стороны, хотят пользоваться экономическими выгодами от работы в Internet, а с другой - контролировать поток информации в этой сети, столкнутся с огромными проблемами. Как определить, какая экономическая информация "дружественная", а какая - "недружественная"? Четкая дифференциация тут невозможна.
Вмешательство правительства в Internet должно ограничиваться анализом информации, относящейся к терроризму и преступлениям. При ежедневном огромном объеме передаваемых по сети платежных средств любое правительство будет заинтересовано заключить международное соглашение о мерах по борьбе с различного рода мошенничествами и "отмыванием" денег.
Несомненно, только те страны, которые будут всячески способствовать наиболее широкому использованию Internet, без чрезмерных ограничений, получат реальные экономические выгоды.
Руководители некоторых государств уже демонстрируют понимание ситуации. Как недавно заявил заместитель премьер-министра Малайзии Анвар Ибрахим: "Введение цензуры на Internet - это не решение проблемы. Если мы закроем все двери - это не только нанесет нам ущерб, но и окажется, что в гонке за рост и процветание нас отбросили назад".
Джеймс Мартин - автор книг, лектор и консультант в области информационных технологий. Его последняя книга, "The Great Transition" ("Великий переход"), посвящена реконструкции корпораций.