: с одной стороны, интерес к ней в компьютерном сообществе был очевиден, с другой - участникам явно не хватило еще одного дня для того, чтобы в узком кругу обсудить все интересующие их проблемы. Организаторы второй конференции "Компьютерный бизнес России", прошедшей с 22 по 23 марта в одном из подмосковных санаториев, постарались учесть все свои прошлые ошибки. Это им удалось - отечественная конференция стала напоминать форумы, ежегодно проводящиеся Эстер Дайсон и пользующиеся популярностью у столпов компьютерного мира.
По сравнению с прошлым годом участники держались осторожнее и взвешивали каждое слово чуть ли не на электронных весах (именно в конце 1995 - начале 1996 года на рынке началась реальная конкуренция, из-за которой, похоже, в дискуссии о системной интеграции ни один из участников не ответил, как он ищет клиентов, - это ноу-хау). Правда, сторонним наблюдателям все-таки удалось узнать довольно много интересного. Например, то, что отечественные компьютерные компании весьма неустойчивы и при сильном порыве политического или экономического ветра могут рухнуть как карточный домик (Анатолий Карачинский: "Мы в России - психи. Начали бизнес практически без капитала. По сравнению с западными компаниями, у которых в банке всегда есть несколько миллионов наличными, ни у кого из нас нет серьезного запаса прочности"). Кроме того, стало ясно, что, например, стагнация рынка затронула лишь Москву, а провинция переживает если не бум, то стабильный рост продаж, - в этом сошлись все участники дискуссии по региональным рынкам. Прозвучали даже интересные цифры: если Сергей Цуканов, глава CompuLink, нормой для российского рынка считает годовой объем продаж в 500 тыс. долл. на человека, то у генерального директора Merisel-CAT Михаила Краснова, аппетиты поскромнее - 200 тыс. долл. в год. Правда, конференция была интересна в основном не фактами, а аргументами и точками зрения, возможностью для участников рынка публично и в кулуарах неформально пообщаться с коллегами и конкурентами.
Традиционно на подобного рода конференциях обсуждается целый ряд наиболее актуальных для нынешнего состояния рынка проблем. На этот раз сюда вошли - изменение стратегии компьютерных фирм на российском рынке, системная интеграция, региональный бизнес, консалтинг и реинжиниринг, иностранные компьютерные компании в России, работа с персоналом и Internet в России.