Основной вклад в эти суммы падает на долю продаж аппаратного оборудования для компьютерной телефонии - по данным того же Dataquest, объем продаж программного обеспечения в 1994 году составил 154 млн. долл. Ожидается, что к 1998 году эта цифра возрастет до 2,8 млрд. долл. Как видим, доля программного обеспечения в общем объеме продаж в ближайшие годы будет возрастать, поэтому на первый план выходит проблема отраслевого стандарта программирования.

Надо сказать, что теперешний бум компьютерной телефонии во многом связан именно с появлением открытых технологий на базе отраслевых стандартов. Первые реализации компьютерно-телефонных систем относятся к 1989 году - именно тогда компания Siemens Rolm Communications предложила программно-аппаратное решение для осуществления связи между местной АТС (private branch exchange - PBX) и мэйнфреймом производства IBM. Это решение впоследствии послужило основой для продукта CallPath компании IBM, представлявшего собой первую платформу компьютерной телефонии, получившую относительно широкое распространение. Все это, однако, были весьма дорогие решения, основанные на применении закрытых фирменных технологий.

По-настоящему широкое распространение системы компьютерной телефонии получили только после появления аппаратных и программных стандартов. В аппаратной области фактическим стандартом стал набор встраиваемых плат, разработанный и выпускаемый американской корпорацией Dialogic. Из плат этого набора, как из детского "Конструктора", можно строить конкретные прикладные системы в соответствии с нуждами пользователя. Ситуация здесь во многом напоминает компьютерный рынок, где имеется термин "IBM-совместимый компьютер".

Открытость технологии предполагает наличие не только стандартного аппаратного обеспечения, но и стандартного интерфейса прикладного программирования. Наличие такого интерфейса позволяет разрабатывать прикладные программы, не заботясь о том, какое конкретно аппаратное обеспечение используется в системе-интерфейс предоставляет возможность унифицированного управления всеми поддерживаемыми аппаратными средствами.

В области компьютерной телефонии стандартные API-интерфейсы появились немногим позже, чем стандартный набор аппаратных средств - в 1993 году. Microsoft совместно c Intel предложила TAPI (Telephony Applications Program-ming Interface) - стандартный интерфейс прикладного программирования под Windows. Почти одновременно Novell и AT&T представили TSAPI (Telephone Server Applications Program-ming Interface) - интерфейс для системы NetWare. Оба эти интерфейса выполняют основную задачу API - обеспечивают программирование приложений компьютерной телефонии без разработки специальных драйверов устройств.

TAPI может работать под Windows 3.1 и 3.11 и входит в качестве составной части в Windows95. TAPI устанавливается на рабочей станции, поэтому вся характерная для систем компьютерной телефонии обработка входящих и исходящих звонков сосредотачивается именно там. Это означает, что стандарт TAPI предполагает установку на рабочих станциях всей необходимой аппаратуры компьютерной телефонии. При этом часто отпадает необходимость в использовании традиционных телефонных аппаратов. При работе с TAPI не требуется никаких дополнительных аппаратных или программных средств; каждая рабочая станция может иметь свою собственную конфигурацию в соответствии с нуждами своего пользователя. TAPI удобен для небольших организаций, где нет сложной информационной и телефонной инфраструктуры.

Большие организации, где имеется разветвленная вычислительная сеть на базе NetWare и используется достаточно совершенная местная АТС, скорее всего, предпочтут стандарт TSAPI. Этот стандарт предполагает сосредоточение всего компьютерно-телефонного интеллекта на сервере, взаимодействующем с АТС при помощи виртуальной линии связи. В стандарте используется как бы двойная архитектура клиент-сервер, в которой рабочие станции являются клиентами сервера, а телефонные аппараты-клиентами АТС. Доступ с рабочих станций к функциям компьютерной телефонии осуществляется через сервер, который, в свою очередь, выдает соответствующие команды на АТС. При обработке входящих звонков вся информация о поступившем звонке передается на сервер, который принимает решение о дальнейшей обработке звонка и выдает соотвествующие команды на АТС. Это, конечно, достаточно грубая схема работы. Реальное "разделение обязанностей" между АТС и сервером зависит от степени интеллектуальности АТС. Но главная черта остается неизменной - весь компьютерно-телефонный интеллект сосредоточен на сервере.

Преимущества TSAPI для крупных организаций очевидны. Во-первых, установка необходимого оборудования на всех рабочих станциях большой сети -дело весьма дорогое. Во-вторых, TSAPI обеспечивает предоставление единого набора функций на всех рабочих станциях, что весьма удобно для администратора сети. Столь же очевидны и преимущества TAPI для небольших организаций, где не имеет смысла устанавливать интеллектуальную PBX и мощный сервер для обслуживания компьютерно-телефонной системы, а затраты на закупку необходимого аппаратного обеспечения невелики.

Вопрос о том, какой API следует установить в информационной системе компании, весьма важен, поскольку от выбора API в значительной степени зависит, каким программным обеспечением можно будет пользоваться. С другой стороны, выбор интерфейса, как уже говорилось выше, во многом зависит от размера организации. Помимо размера организации, важную роль при выборе API играет предполагаемое назначение системы. Например, если речь идет об организации системы обмена сообщениями для сотрудников, то здесь подойдет TAPI. Если же необходимо построить центр обслуживания телефонных вызовов (скажем, при заказе товаров по телефону), то в этом случае предпочтительнее использование TSAPI.

Сосуществование нескольких стандартов в одной отрасли не может продолжаться долго. Либо один из стандартов вытесняет другой, либо оба стандарта развиваются таким образом, что дистанция между ними уменьшается, пока наконец не появится на свет решение, сочетающее в себе сильные стороны обоих "родителей". Именно это мы и наблюдаем в случае интерфейса прикладного программирования для компьютерной телефонии.


Александр Крейнес-научный сотрудник Института кристаллографии РАН. С ним можно связаться по электронной почте по адресу: kreines@cti.ru.

Прочен ли фундамент?

Наличие в отрасли двух различных стандартных интерфейсов прикладного программирования создает мощный стимул к объединению этих стандартов. И попытки к такому объединению не заставили себя долго ждать.

Во-первых, появились приложения, способные работать с обоими интерфейсами. В качестве примера такого приложения можно привести программу CallXpress3 Desktop for Windows, разработанную компанией Applied Voice Technologies. Эта программа реализует единую среду обмена сообщениями. При работе в такой среде пользователю предоставляется возможность просмотра сообщений разных типов (факсимильных сообщений, электронных писем и голосовой почты) из одного меню. Ознакомившись с содержанием сообщения, пользователь может немедленно принять решение о форме ответа на это сообщение и тут же отправить ответ (написать письмо или наговорить голосовое сообщение), выбрав телефонный номер или электронный адрес из списка на экране. CallXpress3 предоставляет все эти функции, выполняет работу автосекретаря и осуществляет маршрутизацию входящих звонков в соответствии с набранным номером. Другое приложение, и тоже из области unified messaging, работающее с обоими интерфейсами, - это продукт TeLANophy, предлагаемый компанией Active Voice.

Во-вторых, и это более важно, предпринимаются попытки объединения интерфейсов как таковых. Microsoft объявила о намерении в ближайшее время представить версию TAPI для Windows NT. Тем самым, TAPI избавится от ориентации на рабочую станцию и приобретет дополнительную степень гибкости. Тем временем Northern Telecom разработал и теперь бесплатно (!) распространяет приложение Tmap, которое отображает функции TAPI на набор функций TSAPI. Поэтому приложения, рассчитанные на работу с рабочей станцией, получают возможность доступа к компьютерно-телефонным ресурсам сервера. Tmap следует устанавливать на всех рабочих станциях, откуда желательно получить доступ к функциям TSAPI. Надо отметить, что отображение Tmap не является полным - часть функций TAPI не могут быть переведены в TSAPI. Отметим, что использование Tmap не отменяет возможности работать под TAPI-приложение может обращаться как к локальным компьютерно-телефонным ресурсам, так и к серверу, где установлен интерфейс TSAPI.

Не осталась в стороне от событий и законодательница мод в области аппаратного обеспечения, компания Dialogic. В августе прошлого года Dialogic представила продукт CT-Connect, разработанный на базе технологии, приобретенной у Digital Equipment.

CT-Connect работает под Windows NT и обеспечивает обмен информацией между телефонным сервером и приложениями, написанными под TAPI. В декабре прошлого года была представлена и TSAPI-версия CT-Connect, что ознаменует достижение невиданной ранее степени интероперабельности TAPI и TSAPI. При этом окажется возможным использовать TSAPI-приложения в среде Windows NT. Кроме того, TAPI- и TSAPI-приложения смогут сосуществовать на одном сервере.

- Александр Крейнес