самоуничтожением в тотальной ядерной войне, так и страх перед киберпространством, стремящемся поглотить, подчинить своей нелюдской воле человечество, уходит, растворяясь в блестящих коммерческих обещаниях, на которые так горазда Internet. Три года тому известная лишь ограниченному кругу причастных, сегодня Internet овладевает умами домохозяек, приглашая за подробностями о стиральном порошке, разрекламированном по телевизору, заглянуть на соответствующую страницу Web. Наблюдая со стороны, можно предположить, что дело сделано. Но если удосужиться чуть-чуть разобраться в ситуации, становится ясно, что до настоящего киберпространства еще...

Три года назад об электронной почте никто и слыхом не слыхивал. Если Вам приходилось в то время иметь дело с продавцами холодильников, телевизоров, автомобилей, шмоток или даже компьютеров, вполне могло оказаться, что у них не только электронного адреса нет и в помине, но и вообще они обо всех этих буржуйских штучках слыхом не слыхивали. Даже сейчас, хотя уже и "слыхивали", до сих пор не имеют - "вот переедем в новый офис, тогда"!.. Это в странах, которые принято называть развитыми. В Германии специальная программа - развивать в школах Internet. Оказывается, только в двух процентах немецких школ используют компьютеры. Вот так! В промышленно развитой Германии!

Что же касается нас, тут ситуация странная и противоречивая. С одной стороны, наш отечественный компьютерный рынок составляет всего два процента рынка международного. С другой стороны, безусловно, более высокая грамотность и традиционное стремление к светлому будущему явно наделяют нас преимуществами перед всем оставшимся миром. Родная UUPC вовлекла широкие массы скромных владельцев 286-х в увлекательную игру под названием Internet намного раньше, чем материальные возможности нам это позволили бы, иди мы "дорогами торными". Тогда, правда, это было единственным способом связаться с дальним зарубежьем. Да и пользовались этой возможностью только единицы, те, у кого зарубежные корреспонденты были из компьютерной или академической среды. Так, впрочем, дело обстояло и за пределами одной шестой части суши.

Сегодня наш человек с компьютером своим опытом гораздо более подготовлен к тому, чтобы погрузиться в Internet, чем, например, его антипод из Южной Америки. Хотя и компьютеров у нас на душу населения куда меньше. Вот. Жалко такой сервис ему предоставить никто не может. А причина если и не непреодолимая, то преодолимая с большим трудом и не скоро - малое количество каналов выхода за рубеж и их невысокая пропускная способность. Сегодня со званием провайдера Internet ассоциируется именно те компании, которые имеют более или менее прямой выход на зарубежные сети.

Однако проблема эта конечно серьезная, но далеко не определяющая. Ведь именно в Соединенных Штатах, откуда и начало произрастать чудо Internet, фактор связи с зарубежными странами незначителен. Не надо им этого. А бизнес, который ассоциируется с Internet, имеет вообще характер сугубо локальный. Каждый человек живет в своем собственном окружении, и его не интересует, по большому счету, что там, за рамками круга им самим очерченного, происходит. И справедливо это для человека американского, человека советского и российского человека тоже. Любознательности (в силу историко-географических причин) у человеков наших может побольше, а так... Да, действительно, когда занавес лишь начал приоткрываться, связь с заграницей была, пожалуй самым значимым достижением электронной почты, но сегодня эта потребность удовлетворяется и более привычными способами. Но с точки зрения развития коммерции в (и посредством) Internet эта возможность перестала быть определяющей. И провайдером доступа справедливо называть не того, у кого в подвале есть оптический кабель из Финляндии, но того, кто развивает ОТЕЧЕСТВЕННУЮ, более того, ЛОКАЛЬНУЮ связную инфраструктуру. И не важно, на каком принципе построена такая инфраструктура. Это могут быть вполне обычные телефонные линии, решения основанные на радиодоступе, выделенные каналы или локальные кабельные системы. Самое главное, что обеспечить суммарную производительность локальных систем связи, намного превышающую производительность любых специальных линий связи очень легко. При использовании хороших модемов даже на наших кривых телефонных линиях можно получить до 28 Кбит/с в секунду. Если считать, что выделенные 64 килобит в секунду вполне пригодны для работы во всемирной сети, можно предположить, что и на 28 работать было бы вполне возможно (если, конечно, не "таскать" больших картинок). При этом телефонные линии - наиболее дешевый и общедоступный способ связи. Абсолютно неиспользуемая возможность - линии кабельного телевидения, которыми оплетена вся столица и крупные города. При наличии соответствующего оборудования можно обеспечить значительные скорости доступа при небольших затратах на кабельное хозяйство. В каждой квартире потенциально уже есть точка для подключения к сети.

Именно на локальные взаимодействия будет ориентирована глобальная бизнес-сеть. Если потребуется приобрести, скажем, свежих огурцов к годовщине свадьбы, Вам вряд ли придет в голову искать их по каталогу супермаркета в Бостоне. Когда задача практическая, то и решение ее, как правило, лежит где-то поблизости. Есть, конечно, определенная группа пользователей, которой "не влом" прогуляться на другой конец света просто из любопытства, но не для них же создается коммерческая инфраструктура Internet!

К сожалению, Internet, несмотря на ажиотаж, огромный энтузиазм и бешеный рост пока не является сколько-нибудь заметным сектором рынка информационных технологий - ни отечественного, ни мирового. На него приходится лишь около половины процента всего объема операций. Сегодня у нашей страны есть уникальная возможность, не предоставлявшаяся нам со времен БЭСМ-6, быть на острие прогресса.

Не пропустив очередной революционный момент, когда с обществом происходят коренные изменения, мы, при должном развитии инфраструктуры, имеем шанс в первой шеренге шагнуть в киберпространство. Появление специальных Internet-устройств, сравнимых по стоимости с телефоном (или хотя бы с телевизором), умеющих выполнять только одну функцию - работать с Internet, но умеющих делать это хорошо, может вызвать взрывообразный рост спроса к использованию Internet в быту. В этом случае тот, у кого будет более подготовлена инфраструктура для бытового подключения, и окажется впереди. И при этом вовсе не обязательно держать в собственных руках кабель, ведущий на Запад.


Михаил Борисов - издатель "Открытых Систем". С ним можно связаться по электронной почте: mike@osp.ru.