Или, скажем, - в инертности инженеров, что не спешат податься в торговлю или за океан. Предположить же, что успехи связаны с великолепной оснащенностью современной вычислительной техникой - никак невозможно.
31 января состоялся семинар "Hewlett-Packard в авиационной промышленности", на котором присутствовало человек 200, большинство из которых были представители крупнейших российских КБ. Hewlett-Packard приготовили для гостей ролик "Магеллан", в более чем доступной форме иллюстрирующий новую концепцию mc2, название которой есть ни что иное, как аббревиатура от measurments+computing+communications (то есть "измерения+вычисления+связь").
Грядущие компьютеры Hewlett-Packard на процессорах нового поколения станут базой для единой среды конструирования, тестирования, автоматизации, общения (телеконференций) и многого другого. Речь шла о процессорах со сверхдлинным словом, над которыми компания работает вместе с Intel. При обороте в 32 млрд. долл. и доходах порядка 2.5 млрд. долл. в 1995 году, HP позволяет себе вкладывать в исследовательские программы огромные суммы. Начавшиеся полтора года назад работы таинственны: известно, что поставки запланированы на 1998 год. ПО новых систем будет обеспечивать другой интригующий альянс - HP/Novell/SCO.
Но и сейчас линия рабочих станций и серверов Hewlett-Packard выглядит очень солидно, особенно после недавнего приобретения Convex. Без сомнения, у компании вместе с партнерами есть практически все для полной компьютеризации авиационного КБ, от RISC-станций до многопроцессорных Convex Exemplar (до 128 процессоров и разделяемой памятью до 32 Гбайт), не говоря о ПК Vectra на процессорах Intel. Компания поставляет свои решения таким гигантам, как McDonell Douglas, General Dynamics, Northrop, Pratt&Whitney, Rolls-Roys Airspace, Martin Marietta. В последнюю, например, поставляется более тысячи станций и серверов семейства HP 9000, а всего этот контракт оценивается в 30-40 млн. долл.
Компьютеризация российских авиационных монстров идет пока более скромными темпами. Борис Васильевич Маляров из КБ Ильюшина рассказывал о покупке шести станций HP 9000 715 и 735 (есть в КБ также станция Indigo SGI), на которых работают в средах проектирования Unigraphics и ProEngeneer. Машины считают обводы и прочностные характеристики сложных монолитных деталей. Работа над чертежами в электронном виде - в основном, непозволительная роскошь. Примерно та же ситуация на фирме Миля. Кроме моделирования обводов там, например, моделировали эргономичные кресла пилота, так, чтобы приборы были удобны не усредненному летчику-маненкену, а большому количеству реальных пилотов из базы данных антропометрических характеристик (работа получила первый приз на конкурсе в Канаде).
Конечно, этим не ограничивается парк компьютеров типичного КБ: до сих пор работают закупленные в 80-х годах машины VAX, по предприятию разбросаны 2-3 сотни ПК. Александр Зиза, менеджер по продажам Hewlett-Packard, говорит, что типичная картина - машинный зал размером с футбольное поле, где стоят подержанные мэйнфреймы, несовместимые по ПО.
Полторы сотни авиционщиков, однако, пришли не для того, чтобы раскрыв рот, смотреть футурологический ролик про автомобиль 99-го года. Специалисты хотели подробностей об установленных системах и не из праздного любопытства, а в расчете на грядущее финансирование сверху и на собственные валютные поступления от совместных проектов, уже довольно многочисленных. По части подробностей они не очень преуспели - McDonell Douglas, например, инструктировал HP: "No comments". Правда, это вряд ли остановит заказчиков. Во-первых, у Hewlett-Packard действительно универсальный опыт, во-вторых, продукция компании всегда покупалась нашими НИИ и оставила хорошее впечатление, в-третьих, кроме сырой нефти у нас еще кое-что осталось, например грамотные конструкторы.