Представил точку зрения Hewlett-Packard на эти проблемы менеджер европейского маркетингового центра HP по персональным системам Джош Бренкел.
Сначала - об особенностях рынка ПК, который, по мнению Бренкела, во всем мире отходит в прошлое, но на котором компании удалось сделать колоссальный рывок вперед и буквально за год-два сменить место в конце второй десятки рейтинга мировых поставщиков ПК на почетное шестое, а в Европе даже встать на пьедестал почета.
Этот сходящий со сцены рынок ПК в НР называют commodity, имея в виду ориентацию пользователей всех его секторов, от корпоративного до домашнего, в основном на соотношения цена/производительность и качество/надежность при неизменном для всех крупных производителей уровне сервиса. Снизив по сравнению с конкурентами цены и не уступив им в производительности ПК и их качестве, НР сумела утвердиться на этом сегменте рынка с годовым объемом производства в 1.7 млн. ПК в год.
Пока НР пробивалась из второй десятки в первую, на мировом рынке ПК шли революционные изменения. Примерно равных показателей цена/производительность достигли достаточно многие производители. Практически одновременно с этим приоритет у пользователя получили совсем другие критерии - на ПК стали смотреть с точки зрения богатства и разнообразия обрабатываемой на нем информации. На первый план вышли коммуникационные возможности настольных ПК, удобство в работе и продажа не просто машин, а машин, решающих конкретные проблемы клиента. Последнее стало особенно актуальным, так как рынок ПК, до тех пор казавшийся достаточно монолитным, стал резко сегментироваться, причем каждый сегмент рынка требовал ПК под свои задачи. Для Hewlett-Packard стало ясно, что в новых условиях на глобальном рынке ПК главенствовать будет лозунг "решение проблем пользователя любой ценой".
Для корпоративного рынка ПК, по мнению Бренкела, прежде всего важна простая наращиваемость машин, их коммуникационные возможности, а также гарантия возврата инвестиций в модернизацию парка ПК. Для рынка малого бизнеса (не путать с рынком SOHO - в НР считают, что домашний рынок и рынок малого бизнеса близки, но не тождественны, так как требуют все-таки разных ПК) важны прежде всего телекоммуникационные возможности; кроме того, этот рынок заинтересован, например, в ПК, совмещающих в себе компьютер, телефон, факс, автоответчик и модем. Домашний рынок будет прежде всего тяготеть к мультимедийным ПК с возможностью работы в глобальных сетях. А для мобильных пользователей критичны такие требования, как сравнительно простой доступ к удаленным компьютерам. Именно эти четыре рынка, как сказал Бренкел, и станут "основными направлениями главного удара" для НР, специально под них выпускающей конкретные новые модели. Например, в марте компания анонсирует ноутбук OmniBook 700 с встроенными возможностями сотового телефона Nokia.
Как же проецируется все сказанное на российский рынок ПК, на котором, к слову сказать, Hewlett-Packard по собственным оценкам компании, занимает первое место (хотя, заметим в скобках), в последнее время ее довольно агрессивно пытается потеснить Compaq? Бренкел считает, что, по большому счету, мировой и российский рынок одинаковы, если забыть о крупных российских проблемах в инфраструктуре и качестве коммуникаций, что заставляет НР внести коррективы в свое предложение новых ПК в России. Осмелимся добавить: он имеет еще несколько немаловажных особенностей. Прежде всего, это рынок, одной ногой стоящий в прошлом, а другой - в будущем. Фактически, это не один рынок, а два: первый по-прежнему ориентируется на все менее значимое для покупателей всего мира соотношение цена/производительность, а второй полностью отвечает современным западным тенденциям. Поэтому успех производителя ПК на российском рынке во многом зависит от точного подсчета процентного соотношения между этими двумя рынками по стране в целом и по регионам в отдельности во всех срезах: корпоративном, мобильном, домашнем и малого бизнеса с учетом их емкости