из семинаров компании "Стинс Коман", она собрала под своей крышей персоны и компании, хорошо друг с другом знакомые, имеющие не только общие тактические, но и стратегические цели.
Образованная несколькими крупными "красными сборщиками", она была задумана как орган, способный отстаивать в высших государственных структурах интересы российских компьютерных производителей. А где большая политика - там неизбежно и большое лукавство. После пресс-конференции, которую устроило руководство Российской компьютерной ассоциации под Новый Год по поводу своего двухлетнего юбилея - на ней руководители компаний говорили долго, но сказали не многое - осталось больше вопросов, чем ответов. Однако кое-что все-таки прояснилось.
Долгое время РКА была монополистом на "представительском" компьютерном рынке, и за это время успела сделать для своих членов многое. Как бы ни пытался на пресс-конференции Андрей Чеглаков, глава "Стиплера", убедить собравшихся в том, что главное, что дает РКА своим членам - это приятное времяпрепровождение в отличной компании, что РКА - это не более чем компьютерный клуб, факты говорят об обратном.
Дело в том, что ежегодный членский взнос РКА достаточно высок (несколько тысяч долларов), а посему трудно поверить в то, что опытные бизнесмены согласны платить такие деньги лишь за возможность расслабиться в кругу друзей, тем более, что официально первоочередная задача РКА - "защита интересов своих членов в государственных и иных органах, выступление с законодательными инициативами в области налогов, таможенных пошлин, льгот и других форм государственный поддержки". За два года эту задачу РКА добросовестно выполняла - удалось снизить таможенные пошлины на комплектующие (кардинальная проблема для российских производителей персональных компьютеров), совместно с Парламентским центром Госдумы была проведена экспертиза закона Российской Федерации "Об информации, информатизации и защите информации", а также изменен порядок тендеров в госструктурах - теперь в них приоритет, при прочих равных условиях, отдается местным производящим компаниям, что позволяет "красным сборщикам" не только держаться на плаву, конкурируя с зарубежными ведущими производителями, но даже увеличивать объемы продаж.
По данным Роберта Фариша, директора исследовательской компании Russia Data Services, российский рынок местной сборки за 1995 год вырос на 72 процента (правда, справедливости ради следует отметить, что наибольших объемов продаж компьютеров собственной сборки в прошлом году добились не члены РКА, а компании VIST, Formoza и R-Style).
Формально, не выполняя функцию "регулировщика" в госпроектах, РКА тем не менее вполне отчетливо влияет на них, во многом благодаря своему статусу. Сергей Анисимов, президент компании "Стинс Коман" и один из отцов-основателей РКА, неоднократно подчеркивал, что РКА - именно ассоциация, а не картель, не концерн, не трест и не альянс: в нее входят фирмы, жестко конкурирующие друг с другом. Однако именно это дает РКА возможность представительствовать в госструктурах и влиять на принимаемые стратегические решения, которые зачастую важнее, чем тот или иной выигранный тендер - кстати, именно этот типовой механизм конкурентной борьбы описан в известном экономическом бестселлере "Как свести с ума ваших конкурентов".
Понятно, что в этой ситуации РКА очень щепетильно относилась к проблеме пополнения своих рядов, хотя официально не чинила препятствий, - членом РКА формально может быть любая российская компьютерная фирма, "занимающаяся цивилизованным бизнесом". Однако образование в конце лета прошлого года Российского компьютерного союза спутало карты - оказалось, что на берлогу РКА претендует еще один медведь, который за короткий период успел "навербовать" более 80 союзников. Ситуация стала напоминать патовую, тем более что многие крупные компании медлили с присоединением и к той организации, и к этой, ожидая либо их объединения, либо чьей-то безоговорочной победы. Роскомсоюз и РКА за прошедшие осень и зиму провели несколько консультаций, которые, правда, не привели к чему-то конкретному. Что же собирается сделать РКА в этом направлении?
Алексей Ремизов, глава НТЦ "Ками", пока признает лишь одно поле для сотрудничества с Роскомсоюзом - участие в совместных акциях вроде выставки "Компьютерная Россия", но при этом он не видит реальных форм объединения и не считает, что имеет смысл "растворить" РКА в организации, насчитывающей чуть ли не сотню членов. Что означает это заявление? Видимо, дальнейшую конкурентную борьбу двух организаций, что косвенно подтверждает и исполнительный директор РКА Алексей Пекарский. Он на пресс-конференции заявил о том, что в 1996 году вступительный взнос в РКА будет снижен - это должно привести к увеличению числа членов ассоциации.