, Дмитрий Адров и Алексей Федоров, справедливо полагают, что "на рынке высоких информационных технологий возникает устойчивый спрос не на доморощенных специалистов, умеющих запустить DOOM из-под Windows 95, а на профессионалов, чьи знания официально подтверждены". При этом под профессионалами понимаются специалисты, прошедшие подготовку в учебных центрах крупных компьютерных компаний, таких как Microsoft или Novell, и имеющие соответствующие сертификаты.
Разумеется, стремление наших длинноволосых доморощенных специалистов получить профессиональную подготовку можно только приветствовать. Но достаточно ли посвятить этому лишь несколько недель?
Долго ли надо учиться?
Неужели современные компьютерные технологии проще других предметов, изучаемых в наших многочисленных технических вузах? Неужели администратор сложной гетерогенной компьютерной сети, оперирует более простыми понятиями, нежели инженер, проектирующий автомобили?
При всей очевидности ответов на эти вопросы, современное положение дел таково, что попасть на работу и проектировать новые модели автомобилей можно лишь имея диплом о высшем образовании в соответствующей области, а чтобы занять должность сетевого администратора достаточно сертификата, выданного после прослушивания недельного курса.
Итак, мы имеем совершенно парадоксальную ситуацию: специалист, обучающийся в течение пяти дней, пытается оперировать более сложными понятиями, чем тот, кто учился пять лет.
Рискну заметить, что такая практика вряд ли заслуживает уважения, и будем надеяться, что работодатели очень скоро поймут, что настоящий компьютерный специалист должен пройти подготовку, сравнимую с вузовской.
Как надо учиться?
Чем же характеризуется высшее образование? Отнюдь не только значительным объемом. Характер построения учебного процесса гораздо важнее количества полученных знаний.
Надеюсь, авторы статьи "Ученье - свет" еще помнят те пять-шесть лет, которые провели в институте или университете. Видимо, они также помнят, как один или два курса изучали основы выбранной области знания в целом, а уж затем посвящали себя определенной узкой специальности.
Более того, на первых курсах обычно даются краткие введения в несколько смежных областей.
Такой подход наилучшим образом помогает достичь цели обучения, под которой понимается не столько получение совокупности конкретных знаний, сколько выработка умения учиться, воспринимать что-то новое. Для компьютерных специалистов умение обучаться особенно важно, поскольку развитие современных информационных технологий происходит настолько стремительно, что полученной когда-то совокупности знаний хватает совсем ненадолго.
Где и когда учиться?
Надеюсь, я привел достаточные аргументы в пользу получения фундаментального образования. Однако, к сожалению, приходится констатировать, что описанный идеальный подход к собственному образованию практически нереализуем. Если вам уже не 18 лет и у вас нет богатого дядюшки, готового содержать вас в течение пяти лет, то, естественно, обучение в институте для вас непозволительная роскошь.
Однако и наличие богатого дядюшки не решило бы всех проблем, поскольку уровень подготовки компьютерных специалистов на соответствующих факультетах институтов и университетов, как правило, гораздо ниже требуемого.
Получается, что учиться и некогда, и негде. Разумеется, такое положение дел будет, рано или поздно, изменено. И если проблема "некогда" решается очень просто (достаточно вспомнить о таких замечательных вещах, как вечернее и заочное обучение, инженерный поток, ФПК), то проблему "негде" решить гораздо сложнее. Построение системы качественного образования - дело весьма сложное и дорогостоящее. Так что бесплатным хорошее компьютерное образование уже не будет. Но пока его невозможно получить даже за деньги.
Точка зрения работодателя
Вернемся, однако, к "профессионалам, чьи знания официально подтверждены", то есть к тем, кто не получил серьезного образования, а лишь обладает конкретными знаниями в объеме когда-то прослушанных курсов. Разумеется, такие специалисты тоже нужны, более того, в количественном отношении спрос на них даже выше, чем на получивших высшее образование. Для объяснения воспользуемся некой производственной аналогией: в каждом цехе должен быть один инженер с высшим образованием - начальник этого цеха - и несколько мастеров, окончивших техникум по соответствующей специальности.
Так что статус сертифицированного специалиста - не самое плохое стартовое условие для начала карьеры в компьютерном мире, вы уже не чернорабочий. Необходимо лишь четко осознавать: чтобы занять действительно достойное положение в обществе, обучения на краткосрочных курсах будет явно недостаточно.
Алексей Сальников - директор Центра Информационных Технологий .