явления, как Custom Development, являющегося закономерным следствием работы некоторых отечественных системных интеграторов и знаменующего зарождение нового пока для России явления, место которого в общем интеграционном процессе сегодня еще до конца не определено. Подводя итоги сформулируем также основные выводы, которые можно сделать сегодня, глядя со стороны на процессы, происходящие на ниве системной интеграции в России.

Прежде чем перейти к анализу работы фирм, ориентирующихся на инфоцентричную модель, вернемся к опыту работы компании IBS. Постепенно расширяя свой бизнес, IBS прошла путь традиционный для многих: поставки компьютеров и оборудования, а в последующем сетевая интеграция и работа с сетевыми ОС. На основе анализа статей доходов по своей деятельности компания обнаружила, что примерно 15% прибыли сегодня можно получить именно на интеграционных решениях. Эта цифра оказалась намного больше показателя доходов от box moving, продаж программного обеспечения и прямой дистрибуции. По наблюдениям специалистов IBS, у клиентов появилось недоверие к собственным коллективам разработчиков ПО, постепенно превращавшимся в группы, адаптирующие программы, приходящее извне. В практике работы IBS появились примеры, когда компания отказывалась от диалога с клиентом, если тот не соглашался на варианты решения, за которые системный интегратор брался отвечать. Все эти три разрозненные на первый взгляд факторы плюс накопление достаточного запаса прочности оказали влияние на решение о необходимости обращать более пристальное внимание именно к интеграционным проектам.

Одна из первых в России попыток обнародовать концепцию системной интеграции, которую предприняли специалисты из IBS, нашла отражение в серии статей, опубликованных под грифом "имидж-реклама". В этих статьях отмечалось начало процесса появления российских интеграторов, имеющих собственное мнение и предлагающих решения ничем не уступающие тогдашним зарубежным интеграторам, безраздельно царившим на рынке. Некоторое пренебрежение к клиенту и любовь только к своей собственной платформе уже тогда вызвало к жизни тенденцию отхода отечественных заказчиков от гипноза крупных зарубежных имен. Однако опыт, накопленный в тендерах с этими фирмами, очень помог молодым отечественным компаниям. Например, в тендере за получение кредита Международного банка реконструкции и развития, выданного Казахстану, компания Bull продемонстрировала, как должен работать системный интегратор, организуя и лоббируя свой вариант проекта.

"Связь решает все" - этот тезис был взят на вооружение IBS. Собственно, это одна из интерпретаций своей уникальной роли как системного интегратора, без чего компания и не может уверено чувствовать себя на данном рынке. Серия положительных примеров решений, предложенных компаний IBS: сеть масштаба города (Псков), информационная система алюминиевого завода в Братске и т.п. является практической иллюстраций выбранной концепции, когда вокруг налаженной системы связи формируются все остальные элементы инфраструктуры интеграционного проекта.

Инфоцентричная модель системной интеграции

При анализе деятельности компании ФОРС (Часть 1) отмечалось, что в основе любого проекта, выполняемого системным интегратором, должна лежать модель прикладной области. Именно поэтому для условной классификации отечественных системных интеграторов можно принять, в частности, инфоцентричную модель и, в зависимости от того, как организована их работа с прикладными данными, разделить на группы: "одна СУБД - одна аппаратная платформа"; "несколько баз данных на одной платформе". Откроем этот список с компании "Инфосистемы Джет", которую условно можно характеризовать как системного интегратора на одной платформе, использующего в своих проектах несколько современных СУБД.

Одна платформа - много СУБД

Сегодня стало уже очевидным, что профессиональная деятельность в компьютерной индустрии и бизнесе возможна только на основе глубокой специализации, а успех может быть достигнут исключительно при концентрации ресурсов и усилий на четко определенном направлении работ. Все это и позволило компании "Инфосистемы Джет" стать одним из ведущих системных интеграторов в России. Удалось привлечь профессионалов и создать сильную UNIX-команду. Системная интеграция тесно вплетена в деятельность компании; ее элементы присутствуют в любом из реализуемых проектов и программ. Следующие принципы легли в основу концепции компании:

  • Четко определенные области специализации (RISC-компьютеры под управлением UNIX, корпоративные сети, реляционные СУБД, технологии разработки приложений для больших систем, защита данных и компьютерная безопасность). Выбор направлений объясняется просто все они в совокупности составляют фундамент корпоративных информационных систем. Без адекватных решений в этих областях немыслима реализация сколько-нибудь сложного проекта в любой сфере информационной деятельности.
  • Опора на перспективные технологии, часто широко применяемые в общемировой практике, но почти неизвестные в России. Так, например, в 1994 году, когда мало кто говорил о методах обработки распределенных транзакций, компания разработала концепцию и приступила к реализации проектов информационных систем с использованием трехзвенной модели "клиент/сервер" на базе менеджера транзакций Tuxedo. То же самое произошло и с технологией тиражирования данных, воплощенной в инструментарии CA-Ingres/Replicator, которая и была весной этого года использована в Центральном Банке при создании отказоустойчивого сервера баз данных на основе Oracle.
  • Последовательность в интеграционной деятельности, подразумевающая отказ от таких "привлекательных" с коммерческой точки зрения, проектов как box moving, производство или продажа ПК.
  • Использование собственной, непрерывно расширяющейся информационной системы - 60 рабочих станций, X-терминалов, серверов и персональных компьютеров, - целиком построенной на технологиях и компьютерах, предлагаемых клиентам.
  • Развитая служба сервиса со специальными функциями, располагающая штатом квалифицированных специалистов, осуществляющих техническую поддержку и сопровождение проектов клиента. В данном случае это специалисты, обладающие опытом эксплуатации таких продуктов как Sun SPARCcluster PDB, CA-Unicenter, Optivity. Компания делает особый акцент на технической поддержке клиентов, считая ее одной из главных составляющих системной интеграции.

Например, когда пожар уничтожил часть компьютеров Промстройбанка, специалисты компании за один рабочий день установили и запустили комплекс TurboSWIFT вместо уничтоженного, что, к сожалению, может предложить не каждая зарубежная фирма.

Одним из направлений деятельности компании является работа по формированию российского компьютерного рынка, помогающая пользователям осознать свои потребности, формулировать задачи и правильно подбирать современные инструменты их решения. Популяризационная деятельность компании хорошо заметна по многочисленным техническим статьям и семинарам, организуемым с участием специалистов компании. С осени этого года стал регулярным выход бюллетеня "Джет Инфо", каждый из выпусков которого посвящен одному из аспектов построения открытых информационных систем уровня предприятия (предполагается, что это корпоративное издание будет выходить каждые две недели).

В "Инфосистемах Джет" уже длительное время существует стенд, на котором изучаются новые продукты, например исследование одного из самых сложных и технологичных инструментов администрирования разнородных UNIX-компьютеров - CA-Unicenter. Сегодня CA-Unicenter уже доступен пользователям как полноценный программный продукт, сопровождаемый техническим специалистом и снабженный рекомендациями по его реальной эксплуатации.

Как уже отмечалось специалистами компании "Оптима", проект не является жестко заданной структурой - он постоянно живет, совершенствуясь по мере появления новых требований. По мнению специалистов компании "Инфосистемы Джет", речь уже может идти о новом направлении работ, возможно более широком, нежели системная интеграция - это Custom Development (буквально "разработка клиента"). Реальные корпоративные информационные системы не создаются одномоментно и многочисленные предложения о разработке "под ключ" для систем такого уровня - не более чем трюк. В процессе развития системы расширяются ее масштабы, она распространяется на новые, возможно, удаленные подразделения организации, приобретает распределенный характер; возникают дополнительные, а часто и принципиально новые задачи, требующие оперативного решения.

Разумеется, это не происходит само по себе, а является результатом совместных усилий специалистов - как со стороны системного интегратора, так и со стороны клиента. Роль системного интегратора в этом тандеме, понимаемая с точки зрения Custom Development - это проводник или координатор, помогающий осознать новые масштабы и горизонты системы, подобрать и испробовать перспективные технологические решения и интегрировать их в разрабатываемые системы.

Конкретным примером может послужить работа "Инфосистемы Джет" с Русским Продовольственным Банком в проекте информационной системы, разработанной и реализованной небольшим, но достаточно динамичным и квалифицированным коллективом специалистов службы автоматизации банка.

Лучше меньше - да лучше

Этот заголовок можно сформулировать и так: системная интеграция на одной СУБД и одной аппаратной платформе. Типичной компанией, работающей в данном стиле является Roy International, специализирующейся на достаточно узких прикладных областях, применяющей в своих решениях одну платформу и базу данных. Одна из специализаций - нефтегазовая отрасль, при подготовке решений для которой компанию отличает богатый опыт и акцент на отечественные разработки, учитывающие местные реалии. По мнению компании, несмотря на явное торжество идеологии открытых систем, при следовании которой в конечном счете неважно какую именно аппаратно-программную конфигурацию использовать, существуют тем не менее определенные тонкости, проявляемые именно в интеграционных проектах и учет которых невозможен без досконального знания используемой платформы. Преимущество Roy в постоянстве - только Sun, только Sybase, широкое использование сетевого оборудования Cabletron плюс уверенность, что на этих инструментах можно, в конечном счете, построить любое решение. Если клиент требует Oracle, HP или 3Com, то обычно за такую работу Roy не берется. Бывают, безусловно, исключения: если для проекта создания издательской системы явно Sun не подходит, то осуществляется поиск партнеров и выбирается, например, Macintosh, однако, условия и гарантии, предоставляемые системными интеграторами этой группы, уже совсем другие. Собственно говоря, однородные системы сильно упрощают жизнь и, по мнению Roy, идти на включение альтернативных платформ надо либо при наличии явного преимущества, либо когда у клиента уже работает система другой архитектуры.

Еще одним примером компании, которую можно отнести к данной группе, является R-Style (отметим, кстати, и ее богатый опыт организации розничных продаж и высокий уровень обслуживания). Возможность в сжатые сроки поставлять и сопровождать сложные конфигурации через разветвленную сеть своих отделений выгодно отличают эту компанию. Однако, все это еще отнюдь не позволяет автоматически перейти в категорию системного интегратора - требуется еще изменить стиль мышления, сделать шаг вверх с уровня объединения различных аппаратных платформ и сетевой интеграции. В этом смысле примечателен опыт IBS, где произошло четкое разграничение двух совершенно разных видов деятельности: продаж и выполнения интеграционных проектов.

Вместо послесловия

Обычно в завершении серии статей принято помещать заключение, обобщающее изложенные идеи. Но если формулировка заключения к первой серии моих статей, посвященных зарубежным системным интеграторам, проблем не вызывала, то сейчас ситуация несколько иная. Для России, как обычно идущей своим собственным путем, трудно делать какие-либо четкие выводы относительно судеб системной интеграции. Отсутствие ярко выраженной массовой потребности в реинжиниринге, неразвитость консалтинга, почти полное отсутствие собственных производителей аппаратуры - все это оказало влияние на развития отечественного рынка системной интеграции. Отчасти по этим причинам возникло такое необычное понятие, как "серийная интеграция". Каждая фирма обязательно чем-то уникальна, иначе она просто бы разорилась, но если раньше такая уникальность определялась главным образом удачным маркетингом, выдающимся способностям конкретного сотрудника фирмы, то сегодня все чаще выигрывает тот, кто быстрее, гибче реагирует на запросы клиентов и проводит модернизацию своих технологий. Это особенно важно для быстрорастущей шеренге компаний, специализирующихся только на обработке информации: выполнение заказов по телефону, бронирование билетов, организации продаж и т.п. Если ограничить себя лишь усредненными решениями, которые подразумеваются серийной интеграцией, это не даст таким компаниям получить необходимый профит - что-то обязательно должно быть свое. Ну а кто будет находить это самое "что-то", если даже крупные фирмы отказываются сегодня содержать собственный штат квалифицированных аналитиков, системщиков или прикладных программистов? Вот здесь и появляется настоящее поле деятельности для системного интегратора - помочь клиенту воплотить его абстрактные идеи, направленные на улучшение бизнеса, в реальные аппаратно-программные конфигурации.

Зарубежные интеграторы, в числе которых сегодня чаще всего называют (основываясь, правда, исключительно на фактах участия в тендерах) IBM, SNI, Bull, повышают свою активность на отечественном рынке, что свидетельствует о его готовности для этого бизнеса. Вместе с тем они уже понимают, что в чистом виде западный стиль выполнения интеграционных проектов в России не проходит, и без широкого привлечения отечественных партнеров работа оказывается неэффективной.

Типичной чертой отечественных системных интеграторов является широкая образовательная и просветительская деятельность, имеющая цель расширить кругозор потенциальных клиентов. Все шире заявляет о себе консалтинг и растет понимание важности инфоцентричной модели.

Вызывает некоторое сомнение позиция компаний, традиционно занимающихся продажами и уверенными, что контакты с полусотней поставщиков автоматически открывают им дорогу в системные интеграторы. Наряду с эти появляются фирмы, сознательно отказывающиеся от розничных продаж и концентрирующие свои усилия на интеграционных проектах.

Заслуживает уважение стремление ряда фирм грамотно оценивать свое место и роль на рынке интеграции, стремление использовать существующий накопленный опыт, глубоко прорабатывать концепции и готовность привлекать партнеров для выполнения проекта.

Но несмотря на явные сдвиги, львиная доля компаний, объявляющих себя системными интеграторами, просто эксплуатирует модный термин, слабо представляя специфику и направления работы. В лучшем случае они являются пока поставщиками разнообразного оборудования, либо занимаются сугубо сетевой интеграцией.

Надеюсь, серия статей поможет сориентироваться в процессах, происходящих на рынке системной интеграции. К сожалению, за рамками статьи остались проблемы, подстерегающие системных интеграторов, например внутренние организационные противоречия, вызванные изменением статуса профессионалов, уходящих на руководящие должности, неуправляемость большого коллектива незаурядных специалистов и т.п. Важно одно - Россия созрела для проектов, немыслимых без системного подхода, появились отечественные компании, способные на высоком уровне выполнять сегодня достаточно сложные интегральные проекты.


С Дмитрием Волковым можно связаться по телефону (095) 529-1551.