Чем больше я работаю в области высоких компьютерных технологий, тем больше я думаю о том, как жизненный цикл освоения технологии влияет на продавцов и покупателей.

Если вы пытаетесь ускорить освоение новой технологии до того, как она полностью готова (так это случилось несколько лет назад с продажей компьютеров с перьевым вводом), вы рискуете потерять много денег. С другой стороны, когда люди опаздывают освоить новую технологию, они попадают в общий поток покупателей, и возникают проблемы поставки оборудования.

Для решения этой проблемы мы разработали модель жизненного цикла адаптации технологии, включающую шесть фаз. Главная задача менеджеров информационных систем состоит в том, чтобы решить вопрос о том, на каком этапе жизненного цикла технологии ее необходимо приобретать. Рассмотрим содержание каждого из этапов жизненного цикла и влияние, которое они оказывают на профессионалов в области информационных систем:

  1. Начальный рыночный этап. Это время, когда технология только-только появилась. Ее внедрение требует перестройки основной инфраструктуры, но в то же время обещает существенную прибыль. Примеры: сетевая технология Asynchronous Transfer Mode (ATM), разработка покомпонентного программного обеспечения и электронной коммерции в сети Internet. На этом этапе покупатели озабочены получением существенных преимуществ перед конкурентами, а продавцы - установлением связей с опытными системными интеграторами.
  2. Пауза. Временное затишье в жизненном цикле технологии. Непрактичные "первопроходцы" уже купили технологию, но прагматики все еще ждут, чтобы увидеть, что из этого получится. Примерами технологии, находящейся в этой фазе, являются объектно-ориентированные базы данных, настольные видеоконференции и цветные лазерные принтеры. Внимание! Это не самое лучшее время для покупок. Вы уже опоздали получить существенное преимущество перед конкурентами, но при этом вы один из первых основного потока закупок технологии. Так что на этом этапе вы все еще рискуете иметь проблемы, связанные с ранним освоением технологии.
  3. Скользкая тропа. Новая технология осваивается прагматичными покупателями для решения принципиально новых задач, которые не могли быть решены на основе старых технологий. Примеры: система управления документами компании Documentum и система фирмы Silicon Graphics для сопровождения рекламной продукции и фильмов.
  4. Торнадо. Массовое освоение новой парадигмы. На этом этапе происходит переход единичных продавцов новых технологий в статус лидеров рынка, а соответствующая архитектура получает статус фактического стандарта. Так случилось с Windows 3.0 и не случилось с Windows 1.0, которая осталась на фазе "Начального рыночного этапа", или Windows 2.2, которая застряла на стадии "Пауза". Другие примеры - серверы HP 9000 и программные средства для финансовых и производственных целей фирмы SAP. В этой фазе покупатели хотят своевременно перейти к новым технологиям, а продавцы озабочены своевременной поставкой соответствующего оборудования.
  5. Главная улица. Продолжение развития созданной парадигмы с акцентом на снижение стоимости и/или разработке новых специфичных элементов, представляющих интерес для различных покупателей. Примеры: электронная почта, реляционные базы данных и инженерные рабочие станции. Покупатели хотят повышать эффективность использования технологии, продавцы озабочены снижением цен, совершенствованием технологии и ее поддержки.
  6. Конец жизненного цикла. Поддержка этой технологии снижается, и те продавцы, которые все еще связаны с данной технологией, сталкиваются с проблемами возрастания стоимости обслуживания технологии и вынуждены переходить к новым технологиям. В качестве примеров можно назвать некоторые прикладные пакеты компании Computer Associates.

Во всех случаях для принятия правильного решения необходимо определить свою позицию относительно рыночной ситуации и действовать соответствующим образом.


Джеффри Моор - специалист по стратегическому маркетингу, автор книги "Inside the Tornado". Его адрес в Internet: chasmgroup@aol.com.