Мало кто в Москве (а на российской периферии и подавно) предлагает в своих салонах и магазинах системы виртуальной реальности. В этом я убедилась, некоторые обзвонив, а в некоторые зайдя лично. Всюду продавцы отвечали одно и то же: если подобные системы и появляются в продаже, то в единичных экземплярах, о массовом спросе говорить бессмысленно. "Продажа этих систем пока нерентабельна, они слишком многим не по карману", - сказал продавец в салоне "Белого ветра". Его коллега в салоне корпорации Smart ответил иначе: "Приносите - продадим". Итак, с одной стороны цена высока, а с другой у российских компаний не сложилось еще прочных отношений с производителями систем виртуальной реальности, поэтому приходится довольствоваться случайными каналами. И тем не менее 28 августа компания CompuLink представила в своем салоне "Домашний компьютер" систему виртуальной реальности VFX1.
Виртуальный шлем VFX1 - это семь встроенных модулей. Во-первых, система отслеживания (3D VOS Head Tracker) - иначе ее иногда называют системой виртуальной ориентации. Во-вторых, "умный козырек" (VFX1 Smart Visor), позволяющий пользователю легко переходить из виртуального мира в реальный. В третьих, встроенный конденсаторный микрофон, а также устройство, обеспечивающее трехмерное стереоскопическое изображение. В шлем еще встроены стереонаушники высокой точности воспроизведения, двухмерный CyberPuck, есть протокол VFX1 и интерфейсная плата ACCESS.bus (VIP). Шлем имеет три уровня свободы вращения, управление по трем координатам, он обеспечивает трехмерное цветное изображение и трехмерный стереозвук.
Прототип VFX1 с конца прошлого года неоднократно демонстрировался на крупнейших выставках, однако его массовое производство американская компания Forte Technologies начала только три недели назад. Так как VFX1 - устройство принципиально новое и аналогов даже на американском рынке пока не имеет (например, компания СyberMax тоже работает в этом направлении, но запоздала с выпуском промышленного изделия), то Forte Technologies сегодня является монополистом. А где монополизм - там очередь, в данном случае из дистрибьютеров, даже таких известных, как "Computer 2000".
В любой очереди, даже американской, на всех не хватает. Только благодаря активности и опыту сотрудников своего американского представительства компания CompuLink оказалась в числе первых и без промедления заключила контракт с Forte Technologies на эксклюзивное распространение системы VFX1 на рынке СHГ. Через некоторое время была получена пробная партия - 100 штук. Для США эта цифра смехотворна, для Москвы - в самый раз. И в Америке, и в России продажи начались практически одновременно - об этом сообщил генеральный директор CompuLink Михаил Лящ. Он же отметил, что осторожный интерес к продукции Forte возник у нескольких российских фирм - пока они присматриваются к VFX1, покупая у CompuLink по 2-3 штуки "на пробу". Присматривается к продукту и активно действующая на рынке мультимедиа компания Lamport. Она не рискует самостоятельно раскручивать российский рынок систем виртуальной реальности в целом и новое устройство в частности, но готова воспользоваться усилиями CompuLink. "Быть первым всегда непросто, от первопроходцев требуются большие затраты на рекламу и маркетинг", - сказала менеджер по маркетингу компании Lamport Марина Hикитина и добавила: "Прекрасно, что несмотря на трудности всегда есть кто-то впереди".
Цена VFX1 в салоне Compulink - 1495 долл. Это довольно дорого, но за пять торговых дней в салоне "Домашний компьютер" было продано 25 шлемов и получен ряд предварительных заказов - для этого устройства и этого рынка результаты вполне пристойные. Кроме того, Лящ выражает надежду, что "VFX1, как и любое устройство нового типа, имеет тенденцию снижения цены. Вполне возможно, что через полгода VFX1 станет дешевле и потому доступнее для более широкого круга пользователей". Тем не менее эти системы пока в Москве почти никто, кроме Compulink, не продает. Компании, похоже, будут выжидать несколько месяцев, чтобы понять, насколько рынок готов к VFX1. В отделе pозничных пpодаж фиpмы Computerland, например, пpидеpживаются мнения, что для домашнего пpименения устройство сегодня слишком дорого. Еще одна проблема - недостаток прикладных программ для систем виртуальной реальности.
VFX1 прежде всего нацелена на домашнего пользователя, для него уже создано программное обеспечение, позволяющее покупателю создавать свои собственные киберпространства, к тому же VFX1 довольно прозрачен для программирования. Это устройство может также пользоваться спросом на крупных предприятиях как промышленный тренажер. Фирма CompuLink уже получила несколько предварительных заказов на VFX1 от Авиапрома и НИИ Автомобилестроения.
Возможно, что истинная причина появления на рынке VFX1 от CompuLink - стремление CompuLink застолбить себе ключевое место на будущем российском рынке систем виртуальной реальности. Михаил Лящ подтверждает эту гипотезу: "Наша компания имеет очень агрессивные планы вторжения на рынок виртуальной реальности в России".