Нынешний год становится поворотным для технологий роботизации процессов (Robotic Process Automation, RPA). Во многих компаниях заканчиваются пилотные проекты, по результатам которых бизнес-сообщество и будет оценивать возможности роботизации. Валентина Кулагина, руководитель отдела развития продуктов компании ICL Services, рассказала о своих наблюдениях за этим рынком.
Трендом нынешнего года становится роботизация бизнес-процессов. Какие направления ей наиболее подвержены?
Мы пока не видим массовости этого тренда, хотя перед всеми компаниями стоит задача повышения эффективности бизнеса и производительности труда сотрудников. Я считаю, что нынешний год становится переломным: технологии RPA были хайпом в 2017 году, и сейчас только-только появляются первые заметные пилотные проекты, а главное — ощутимые результаты. В роботизации больше всех заинтересованы компании с высоким уровнем автоматизации и развития информационных систем. На самом деле таких компаний пока очень немного.
Наши клиенты заинтересованы в роботах, если высвобождается хотя бы часть рабочего времени сотрудников. Например, 15 минут в час при восьмичасовом рабочем дне — это отличный результат. Эффект рассчитывается просто: сравнивается стоимость часа работы робота и человека в конкретном процессе. Если видна экономия, это является основанием для запуска пилотного проекта. Пока такие проекты, как правило, запускаются в простейших процессах: в бухгалтерии, в кадровом документообороте, при подготовке регуляторной отчетности. Однако мы считаем, что технологии RPA на таких процессах тестировать не совсем верно: обосновать их внедрение по результатам такого проекта будет очень сложно. Экономия в таких случаях несущественна, и часто выбор делается в пользу человека, потому что его «функционал» гораздо шире. Поэтому мы ориентируемся на RPA с элементами искусственного интеллекта и предлагаем их использовать в тех процессах, где необходима поддержка принятия решений.
Говоря про роботизацию, оперируют обычно двумя аргументами: цена и качество. Какой из них, по вашим наблюдениям, является для компаний более убедительным?
В первую очередь — это цена. Во вторую очередь — время от начала внедрения RPA до получения результата. Компаниям важно получить результат за достаточно короткий срок, а на внедрение одного робота, сопровождающего несколько бизнес-процессов, может потребоваться всего несколько недель или даже дней. В то же время серьезным сдерживающим фактором для таких проектов все еще является низкая стоимость труда в нашей стране. Именно поэтому мы и говорим о необходимости применения роботизации в более «дорогих» и ценных для бизнеса процессах.
Что должно произойти, чтобы проекты RPA из диковинки превратились в мейнстрим?
Надо признать, что, несмотря на массу разговоров, тема пока находится в зачаточном состоянии, и мейнстрима на ИТ-рынке я пока не вижу. Сейчас очень мало компаний в России, которые решились на пилотирование RPA-технологии и внедрение роботов в свои ключевые бизнес-процессы. Посмотрите, ведь сейчас даже пилотных проектов, действительно ценных и привлекающих внимание, очень немного. Скажем, кого заинтересует такой примитивный процесс, как автоматизированная рассылка писем? А вот если с помощью RPA будет построена система мониторинга цен на сайтах конкурентов и последующего выстраивания ценовой политики предприятия в том или ином регионе, то это заинтересует любого промышленного гиганта. Интерес к RPA будет нарастать в том случае, если компании самостоятельно или с помощью консультантов увидят процессы, которые можно передать роботам. Для начала активного роста рынку нужна критическая масса успешных проектов, нужно «сарафанное радио», практические кейсы и регулярная информационная кампания.