Цифровая трансформация стала одним из самых модных веяний двух последних лет. Сначала о ней говорили с оттенком романтизма, как о неизбежном будущем, которое принесет радикальные изменения на все рынки и полностью изменит условия существования компаний. Теперь она постепенно превращается в неизбежное настоящее. Практически все организации осознают, что меняться действительно необходимо, и даже предпринимают конкретные шаги, хотя такие инициативы не всегда хорошо продуманы. Более того, как показывает практика, до сих пор многие компании под цифровой трансформацией подразумевают совершенно различные действия — от обычного перевода бумажных бизнес-процессов в электронный вид до изменения бизнес-модели.
В ходе многочисленных исследований, проводимых в последнее время, на вопрос, нужна ли их предприятию трансформация, положительно (с различными поясняющими формулировками) отвечает подавляющее большинство респондентов. Вероятно, в большинстве компаний признают, что их эффективность далека от идеала, и воспринимают цифровую трансформацию как средство решения этой проблемы. При этом многие понимают, что надо меняться именно наверху, а не просто «быстрее работать». В долгосрочной перспективе главный эффект ожидается именно от того, что менеджмент будет руководить компанией на основе данных, а не исходя из своей интуиции.
Второй важный аспект, на который должна повлиять трансформация, — качество обслуживания клиентов. Оно воспринимается как все более важный фактор, особенно с учетом того, что в цифровом мире многие компании находятся на расстоянии одного клика от конкурентов. Наконец, уберизация, перекроившая многие рынки, убедила, что в этом мире ничто не вечно и поиск новых бизнес-возможностей является важной задачей.
При этом, как подчеркивают в Gartner, ключевым фактором цифровой трансформации является изменение культуры. ИТ-директора, кстати, прекрасно это понимают, считая одним из приоритетов. Недавнее исследование, проведенное Microsoft, также подтвердило печальное наблюдение: цифровая культура развита только в 18% российских компаний. Под цифровой культурой понимается создание среды, в которой руководители осознают важную роль технологий для бизнеса, обеспечивают доступность информации и обучают сотрудников эффективному использованию технологических инструментов в работе.
Как убежден Андрей Харин, ИТ-директор группы компаний Kerama Marazzi и главный герой этого номера журнала, цифровая трансформация происходит в первую очередь в головах. Всем — от руководства до рядовых сотрудников — необходимо понять, что усилия службы ИТ направлены на поддержку скорейшего принятия оптимальных решений, в чем заинтересованы и компания, и ее сотрудники.
Таким образом, работа с персоналом становится важнейшим фактором, причем не только в ИТ-проектах. И при этом важно не забывать, что эффект дает бизнес-решение и оптимизация бизнес-процессов, а не внедрение патентованных технических средств.
Николай Смирнов