28 марта на форуме Big Data 2018 мы объявили об учреждении премии CDO Award. Она будет присуждаться директорам по данным – тем, чья служба «на первый взгляд, как будто не видна», однако приобретает все большую значимость в условиях цифровизации экономики. На протяжении ближайшего года мы намерены активно освещать успехи компаний по построению бизнеса, основанного на данных, анализировать их опыт и вместе с экспертным советом выбирать лучших. Целью этой премии является не только рассказ об опыте компаний, но и популяризация образа CDO как ключевой фигуры реализованных проектов. Желающие рассказать о себе могут заявить о своих амбициях по адресу cio@osp.ru.
Зарождение профессии Chief Data Officer тесно связано с осознанием компаниями ценности данных, которые постепенно превратились в актив компании, и этим активом надо управлять. Более того, их важность достигла уровня, достойного ранга директора. И уж если данные признаются «новой нефтью», то нужно строить инфраструктуру для их добычи и сбора, а также заводы для их перегонки. За это и отвечают нынешние директора по данным, и в тех случаях, когда бизнес компании критически сильно зависит от данных, они способны стать весомой фигурой в корпоративной иерархии.
Конечно, роль CDO сильно зависит от типа компании и исторически сложившихся факторов. Зачастую речь идет о гибридных ролях, связанных не только с построением хранилищ, обеспечением доступности и качества данных, но и аналитическими задачами. Например, в Gartner отмечают миграцию обязанностей CDO в сторону директора по аналитике. CDO нового поколения становятся более бизнес-ориентированными, чем классические директора по данным, решавшие скорее инфраструктурные задачи. Такие «CDO 2.0» действительно способны играть в современной компании важную роль, иногда становясь серыми кардиналами.
Как подчеркнул Азат Шамсутдинов, директор направления машинного обучения и искусственного интеллекта компании North.AI, в ходе круглого стола «Chief Dаta Officer – в авангарде цифровой трансформации?», когда компании принимают решение всерьез заняться данными и намерены пригласить CDO, они на самом деле хотят получить прибыль. Проблема в том, что людей с требуемыми знаниями – не только техническими, но и экономическими – на рынке очень немного. Очевидно, что при такой постановке вопроса CDO должен подчиняться напрямую первому лицу компании. Однако на практике чаще он находится между ИТ и финансовым департаментом, причем иногда у этих подразделений начинается борьба за контроль над данными.
По мнению Анджея Аршавского, директора центра анализа данных и математического моделирования НЛМК, реальное место CDO в компании определяется тем, как в ней распределены основные потребители данных: важно сбалансировать их интересы. Более того, CDO – это стратег, он должен не только оценивать текущее состояние данных и потребность в них, но и смотреть на перспективу. Картина потребления данных через несколько лет вполне может измениться, особенно с учетом появления систем искусственного интеллекта.
А каким вы видите CDO настоящего и будущего? Какими должны быть его компетенции и сфера ответственности? Наконец, какова его «команда мечты»? Мы открыты для диалога и ждем ваших историй.
- Николай Смирнов