Сейчас российский рынок средств искусственного интеллекта относительно скромен и составляет, согласно подсчетам экспертов компании «Инфосистемы Джет», около 700 млн руб., однако к 2020 году вырастет в 40 раз. Основной рост обеспечит не только финансовый сектор, до сих пор являвшийся явным лидером, но также торговля и промышленность. Свою роль в развитии рынка должны сыграть и законодательные инициативы, выводящие искусственный интеллект из состояния «Дикого Запада» в правовое поле. Ожидается, что в 2018 году будет разработана концепция регулирования искусственного интеллекта.
У многих компаний риск потери конкурентоспособности начинает все отчетливее ассоциироваться именно с интеллектуальной составляющей бизнеса. Причина очевидна: паника, возникшая в связи с уберизацией, неожиданно поутихла, и руководство предприятий вернулось к мысли, что основная угроза их бизнесу идет не извне отрасли, а все-таки находится внутри. И в условиях, когда все работают на примерно одинаковых технологиях и имеют специалистов схожего уровня, угроза исходит от тех конкурентов, кто развивает принципиально иную, гибридную рабочую силу, способную радикально повысить эффективность бизнеса.
Например, по прогнозам, озвученным два месяца назад вице-президентом «Промсвязьбанка» Алгирдасом Шакманасом, к концу 2018 года примерно 50% продаж физическим лицам будет осуществляться с участием искусственного интеллекта. И это в банке, который сложно отнести к лидерам по инновационности. Что же тогда остается делать остальным, кроме как принять этот вызов?
Однако столь стремительный «интеллектуальный бросок» под силу только тем, чей бизнес уже давно является цифровым. Остальным, включая подавляющее большинство предприятий реальных секторов экономики, приходится многое начинать с самого начала, делая первые шаги в Индустрию 4.0 и формируя плацдарм для будущих действий. Подходы при этом используются разные, есть и весьма необычные варианты. Например, руководство «СИБУРа» спровоцировало «большой взрыв», дав добро на развертывание множества пилотных проектов. Машинное обучение, дроны, дополненная реальность – практически все доступные инновационные технологии охватили различные направления бизнеса. Владимир Чернаткин, куратор некоторых таких проектов, поделился с нами их первыми результатами и рассказал об их влиянии на технологическую зрелость бизнеса.
Тема Индустрии 4.0 получает неожиданное развитие и среди музеев. Как выяснилось, некоторые из них, особенно успешные с коммерческой точки зрения, по смелости своих идей способны дать фору многим компаниям потребительского рынка. В Пушкинском музее, где поток посетителей исчисляется миллионами, и данных, и возможностей для этого вполне хватает. Компьютерное зрение используется для анализа поведения людей и оптимизации композиций, машинное обучение помогает изучать мертвые языки, а виртуальная и дополненная реальность помогают привлекать нынешнюю избалованную аудиторию. Как полагает Владимир Определенов, заместитель директора ГМИИ им. А. С. Пушкина по ИТ, некоторые из использованных у них решений вполне способны дать пищу для размышлений руководителям самых различных организаций.
Кстати, мы начинаем подготовку к нашей ежегодной конференции Big Data 2018, которая состоится в марте. Одними из ее главных тем станут искусственный интеллект и машинное обучение в промышленности, а также практика построения алгоритмического бизнеса. Там можно будет пообщаться со многими из наших героев, а заодно и внести свой вклад в популяризацию темы цифровой трансформации предприятий.
Николай Смирнов