Кремниевая долина сегодня буквально одержима пищевыми преобразованиями. Внимание общественности то и дело привлекают тревожные истории о мясе, выращенном в пробирке, безвкусном заменителе традиционных блюд «сойленте» (порошок, растворимый в воде, призванный, по замыслу его создателя, полностью заменить традиционную пищу; содержит все вещества, необходимые для поддержания жизнедеятельности) и яйцах, из которых никогда не вылупятся цыплята.
Технологическая отрасль разрушает привычный мир еды, натуральная пища заменяется искусственной.
Однако прослеживается и обратная тенденция – замена искусственного натуральным.
Новейшая пищевая революция Кремниевой долины заключается не в распространении причудливых продуктов биоинженерии, призванных заменить собой привычное питание, а в использовании определенных алгоритмов и искусственного интеллекта для изменения способов поставок и продвижения на рынке натуральной пищи. Программное обеспечение помогает доставлять свежие, натуральные и высококачественные продукты питания туда, где была доступна только нездоровая еда.
Позвольте привести два примера.
Доставка на дом
Стартап из Кремниевой долины Zume Pizza прославился тем, что использует промышленных роботов в процессе приготовления пиццы. В каждом грузовике доставки Zume смонтировано 56 управляемых компьютером печей. Когда грузовик Zume Pizza оказывается в четырех минутах езды от вашего дома, ПО автоматически разогревает нужную печь до 200 ?C, и к моменту доставки вы получаете свежую и горячую пиццу.
Генеральный директор Zume Джулия Коллинз сообщила, что у них зарегистрирован патент на так называемое приготовление в пути, распространяющийся на приготовление любого блюда внутри грузовика в процессе его доставки. (На получение патента ушло четыре года, а четверть миллиона долларов пришлось потратить на оплату юридических услуг.)
Патент охватывает целый набор революционных идей, в том числе и алгоритмы, прогнозирующие заказы клиентов еще до их регистрации. Продукты, необходимые для приготовления блюд и комплектации прогнозируемых заказов, заранее загружаются в машину. Таким образом, заказ находится в пути уже в момент его поступления.
Zume Pizza намерена распространить свою технологию не только на доставку пиццы, но и на доставку других блюд.
В Zume Pizza хотят создать ресторан на колесах, который будет использовать искусственный интеллект и роботов для приготовления полноценных блюд за несколько минут до их доставки
Предполагается, что оборудование для выпечки пиццы будет занимать только половину грузовика, а на другой половине разместятся робот для приготовления салатов, робот для замороженного йогурта и робот для жарки во фритюре.
Идея заключается в создании ресторана на колесах, который будет использовать искусственный интеллект и роботов для приготовления полноценных блюд за несколько минут до их доставки.
В конечном итоге вы получаете совершенно иное качество еды, доставляемой на дом, не говоря уже о скорости. Вместо получасового ожидания пиццы, сдобренной стабилизаторами и всевозможными консервантами, Zume предлагает систему доставки свежей натуральной пиццы со свеженарезанным салатом и десертом из замороженного йогурта уже через пять минут после оформления заказа.
В ближайшие годы Zume намерена выйти за пределы Кремниевой долины, а затем начать осваивать и глобальный рынок.
Торговые автоматы
В Кремниевой долине разрушен и стереотип нездоровой еды на рабочем месте.
Автоматы, предназначенные для того, чтобы перекусить, имеются сегодня повсюду. Вот как это работает. Компания, поставляющая автоматы, заключает договор с предприятием, желающим обеспечить питанием своих сотрудников. Каждую неделю или каждые несколько недель человек от поставщика заправляет машину продуктами, приобретаемыми по оптовой цене, забирает деньги и проверяет, работает ли автомат правильно.
Еда, помещаемая в такой традиционный автомат, должна иметь большой срок годности. Нужно, чтобы она сохраняла свои потребительские качества в течение нескольких недель при неизвестной заранее температуре и выдерживала падение при раздаче. Именно поэтому торговые автоматы чаще всего заправлены несвежей и нездоровой едой.
Популярностью пользуются всего две-три позиции, все остальное покупатели начинают приобретать лишь после того, как их любимая еда закончится. Что с этим делать, поставщик не знает.
Заполнение автоматов возлагается на водителя, а его чаще всего интересует лишь то, как избавиться от товаров. Если какой-то продукт плохо продается, его перемещают в другой автомат или перевозят в другое место.
Торговые автоматы обеспечивают быстроту и удобство, но позволяют приобретать только еду довольно низкого качества и при этом весьма дорогую: чипсы, конфеты, печенье, пирожные, орехи, жевательную резинку. А поскольку автоматами пользоваться удобно, они побуждают сотрудников есть всухомятку.
Но и здесь технологии начинают реформировать отрасль. Стартап Byte Foods мечтает перевернуть в торговых автоматах все «с ног на голову».
Компания поставляет своим клиентам «умные» холодильники. Несколько сотен таких устройств уже установлены в офисах, больницах, спортивных залах и гостиничных комплексах.
Каждый продукт в «умном» холодильнике от стартапа Byte Foods снабжается микросхемой RFID. Открывается устройство при помощи кредитной или дебетовой карты. После закрытия двери стоимость всего изъятого из холодильника списывается с платежной карты.
Каждый продукт снабжается микросхемой RFID, которая распознается холодильником. Открывается устройство при помощи кредитной или дебетовой карты. После закрытия двери стоимость всего изъятого из холодильника списывается с платежной карты.
Byte Foods предлагает еду местного приготовления: напитки, бутерброды, буррито, супы и салаты. Компания ориентируется на высококачественные блюда, продаваемые в супермаркетах сети Whole Foods Market и аналогичных торговых точках, но предлагает их по более низким ценам.
По словам Ли Мокри, основавшего Byte Foods, конкурентные преимущества его предприятия обусловлены собираемыми данными и их обработкой.
На дешевых микросхемах RFID, приобретаемых вместе с пищевыми контейнерами, записана вся информация о продуктах, включая их поставщика, упаковщика, время поступления и продажи. Система платежных карт позволяет идентифицировать покупателя.
Byte Foods обрабатывает собранные данные с помощью собственного алгоритма, благодаря чему становятся возможны удивительные вещи. Прежде всего, индивидуальные пользователи могут создавать свои учетные записи. Если кто-то привык каждый день пить холодный сваренный кофе, система может автоматически направить ему уведомление о том, что запасы такого кофе в холодильнике подходят к концу.
Ценообразование организовано достаточно гибко. Если какой-то товар продается медленнее, чем ожидается, цена на него автоматически снижается.
Продукты для Byte Foods подбираются на складе с помощью ПО и доставляются в рефрижераторах ежедневно или не реже трех раз в неделю.
Новые продукты Byte тестирует «на лету», определяя их популярность и соответствующим образом регулируя складские запасы. ПО выдает на еду осмысленные рекомендации, как это происходит, к примеру, с книгами на Amazon.com. Со временем холодильники Byte наполняются именно теми продуктами, которые действительно хотят получить покупатели.
Каждый пищевой продукт снабжается триггером завершения срока годности, после срабатывания которого еда извлекается из холодильника и утилизируется.
В итоге вместо залежалой и нездоровой пищи в холодильнике находится свежая, вкусная и полезная еда, доставленная с учетом предпочтений клиентов.
Преимущества программ перед биотехнологиями
На протяжении многих десятилетий нам предсказывали трансформацию пищевых продуктов, предрекая, что еда будет иметь вид таблеток или сублимированных субстанций. Будущее связывалось с порошковыми напитками и всевозможной «космической едой». И некоторые компании по-прежнему продолжают заниматься созданием футуристической синтетической пищи.
Однако предсказания эти не сбылись по простой причине: прогнозы не учитывали особенностей человеческой природы. А человек предпочитает все-таки натуральную пищу.
И сегодня передовые программные технологии помогают быстро и недорого доставлять на дом и в офисы высококачественные продукты, обеспечивая требуемую гибкость и адаптируемость к желаниям потребителя.
– Mike Elgan. Software is eating the food world. Computerworld. December 24, 2016