Выражение «мыслить шаблонно» в обыденной речи несет однозначно негативную оценку. А между тем шаблоны широко используются в различных производственных процессах. Шаблон может оказаться полезным и на этапе цифровой трансформации предприятия – как инструмент автоматизации. Чем выше уровень автоматизации процессов, влияющих на бизнес, тем выше качество управления в организации. Фактически это вопрос, относящийся к уровню зрелости предприятия: когда и насколько глубоко его бизнес-процессы будут поддержаны средствами ИТ. Отдельные предприятия могут успешно реализовывать автономные сценарии автоматизации. Но крупным организациям со сложной корпоративной структурой требуется особое средство, обеспечивающее централизованное распространение настроек и алгоритмов для бизнес-процессов. Таким средством и может стать корпоративный шаблон ИТ-системы, который даст холдингам весомые преимущества. К примеру, в области учета.
Предприятия, входящие в структуру холдинга, вряд ли станут самостоятельно проявлять инициативы, расширяющие контроль над ними, повышающие прозрачность их деятельности. Но в этом крайне заинтересованы центральная управляющая компания и собственники. В данной ситуации корпоративный ИТ-шаблон помогает холдингу создать инструмент, который гарантированно обеспечит соблюдение корпоративной учетной политики на местах или ужесточение этой политики. Когда такая политика декларируется лишь на бумаге, вопрос унификации и прозрачности процессов учета решается лишь наполовину. Если же политика закреплена еще и на уровне информационных систем, пользователи не смогут вести учет по неутвержденным правилам, нарушая корпоративные стандарты. ИТ-система просто не даст им этого делать.
Спусковым механизмом для запуска проекта внедрения ИТ-шаблона в финансово-экономическом блоке управления организации может стать решение о формировании консолидированной отчетности по стандартам МФСО. Когда такая отчетность будет впервые сформирована вручную, по факту выяснится, что процесс этот очень ресурсоемкий и трудозатратный. Станет очевидно, что его необходимо автоматизировать. Разумеется, практика внедрения ИТ-шаблонов может быть распространена и на другие структурные управленческие процессы – взаимодействие с клиентами, оценку операционных рисков и пр.
Однако шаблон не должен быть статичным – открытость и гибкость позволят организации постоянно совершенствовать бизнес-процессы через их автоматизацию. Часть объектов, отвечающих за реализацию действующей корпоративной политики на уровне конфигурации той или иной бизнес-структуры, может быть защищена от локальных изменений. А объекты, не влияющие на стратегически важные системы или общие корпоративные процессы, останутся открытыми для изменений. Подразделения холдинга смогут их самостоятельно дополнять и совершенствовать. Тем самым можно добиться эффективного компромисса между компетенциями компаний холдинга и требованиями централизованной корпоративной политики применительно к основным бизнес-процессам. Открывается также путь к созданию распределенной сети знаний и компетенций для всего холдинга, которая поможет переформатировать сложившуюся корпоративную культуру на цифровой лад. Таким образом, применение ИТ-шаблона в процессе трансформации крупной организации вовсе не означает, что ИТ-директор является «сторонником шаблонного подхода». Напротив, это скорее подчеркивает его стремление к новаторству.
Алексей Есауленко