Попросите десять ИТ-директоров дать определение цифровой трансформации, и вы, скорее всего, получите десять разных ответов. Сформулировать точное определение цифровой трансформации не так-то просто. Безусловно, она предполагает переосмысление использования организацией технологий в поисках новых источников дохода или новых бизнес-моделей. И требует взаимодействия разных подразделений в части сопряжения бизнес-ориентированной философии с моделями быстрой разработки приложений. Однако часто за цифровой трансформацией скрывается цифровая оптимизация – новые инициативы, направленные на совершенствование уже существующих сервисов. В конечном итоге многие из тех, кто испытывает трудности с определением цифровой трансформации, прибегают к старой поговорке: «Увидев, узнаю».
Главный научный сотрудник MIT Sloan Initiative on the Digital Economy Джордж Вестерман как раз один из тех, кто распознает цифровую трансформацию по ее «внешнему виду». «Цифровая трансформация имеет место, когда компании используют технологии, чтобы кардинально изменить эффективность или достижения предприятия, – пояснил он. – Ее движущими силами становятся разрушение устоев новичками рынка и инновации, с помощью которых конкуренты рассчитывают привлечь новых клиентов».
Ожидания клиентов существенно превосходят то, что вы реально можете сделать. Границы между офисом и работой, между клиентом и поставщиком сегодня размываются. Все это приводит к фундаментальному переосмыслению роли технологий в организациях.
При таком широком определении ИТ-директора могут утверждать, что частью цифровой трансформации является практически все что угодно, начиная от корпоративных мобильных приложений, повышающих производительность труда сотрудников, и заканчивая инструментами, ориентированными на клиентов, – чат-ботами или сайтами электронной коммерции. Но большинство ИТ-директоров занимаются подобными проектами на протяжении уже очень многих лет. Не следует ли из этого, что цифровая трансформация по сути – это современная версия ИТ?
Да, но с некоторыми оговорками. Когда-то было так, что ИТ-руководители вели одновременно один-два крупных автономных проекта. Сегодня облачные и мобильные технологии помогли им освободиться от ЦОДов и настольных компьютеров. Снижающаяся стоимость вычислительных ресурсов и средств хранения в совокупности с ростом пропускной способности каналов связи способствует подъему социальных сетей, аналитических инструментов, искусственного интеллекта и технологий Интернета вещей. Современного ИТ-директора редко беспокоят технологические ограничения, он озабочен скорее раздумьями по поводу того, что следует исключить из своего обширного меню.
Сопряжение бизнес-ориентированных философий, таких как дизайнерское мышление или ориентированный на человека дизайн, с моделями быстрой разработки приложений, относящимися к сфере гибкого проектирования или DevOps, помогает ИТ-директорам во взаимодействии с директорами по маркетингу, менеджерами по продуктам и другими функциональными лидерами выстраивать цифровые сервисы, направленные на привлечение новых клиентов.
Возьмем, к примеру, растущий интерес к технологиям виртуальных помощников. Наибольшую популярность сейчас получили чат-боты. Используя средства обработки естественного языка и другие функции искусственного интеллекта, модель чат-бота, управляющая запросами на обслуживание клиентов, сегодня доступна в мобильных приложениях и срабатывает, когда датчики смартфона распознают, что его владелец приближается к своему любимому магазину. На серверной стороне мощные аналитические средства выдают рекомендации, доставляемые с помощью чат-бота. Комбинированные инновации, ориентированное на человека программное обеспечение (выступающее в роли посредника для бренда) воздействуют на людей, заманивая их в магазин. Многогранные технологические инструменты открывают новый цифровой путь, связывающий клиента с информационной архитектурой организации. Вот лишь один из примеров трансформации в цифровом океане новых возможностей.
Цифровая трансформация или оптимизация?
Откроем небольшой секрет: многие ИТ-директора называют цифровой трансформацией то, что на самом деле ею не является. Мобильные приложения, чат-боты на основе искусственного интеллекта, аналитические средства и другие цифровые сервисы зачастую используются для дополнения уже существующих сервисов. Так что же проводят компании – «цифровую трансформацию» или же «цифровую оптимизацию бизнеса»?
«Если говорить в двух словах, то цифровую трансформацию бизнеса мы оставляем тем компаниям, у которых она связана с извлечением новых доходов, с новыми продуктами и услугами, с новыми бизнес-моделями», – пояснил Хан Ле Хон, аналитик Gartner. Сюда может относиться создание новых подразделений цифрового бизнеса или приобретение цифровых активов. Иногда создание новых бизнес-моделей выливается в появление предприятий на смежных рынках или в новых отраслях.
Компания General Electric, со своей инициативой Промышленного интернета по продаже двигателей для локомотивов и реактивных турбин в качестве программного обеспечения, управляет трансформацией цифрового бизнеса. Смелая цифровая стратегия GE обусловлена тем, что компания, опасаясь разрушительных последствий от действий конкурентов, решила сама нарушить сложившийся порядок в своей отрасли.
GE входит в число тех 10% организаций, которые, по признанию Gatner, действительно проводят трансформацию. Остальные 90% занимаются оптимизацией цифрового бизнеса теми или иными способами. Она предусматривает использование цифровых инструментов для совершения рывков в производительности, наращивания доходов из уже существующих источников и улучшения восприятия со стороны клиентов. Результаты организованного Gartner в 2017 году опроса генеральных директоров компаний показали, что 42% респондентов планируют использовать цифровые технологии скорее для оптимизации, чем для трансформации своего бизнеса.
«Когда мы просим респондентов отвечать конкретно, выясняется, что речь идет о цифровой оптимизации», – указал Ле Хон. Компания Shake Shack, например, в этом году выпустила мобильное приложение, позволяющее оформлять заказы с мобильных устройств и тем самым сокращать время ожидания клиентов. Компания ServiceMaster внедрила мобильную платформу для улучшения связи между клиентами и исполнителями заказов.
По словам Ле Хона, его работа, помимо всего прочего, предусматривает встречи с ИТ-директорами, а также с отвечающими за стратегию руководителями – генеральными, операционными или финансовыми директорами. Совместные мероприятия с участием ИТ- и бизнес-лидеров помогают компаниям разобраться, трансформируют они свой бизнес или же оптимизируют его. Ответив себе на этот вопрос, они могут провести соответствующую адаптацию и скорректировать ожидания.
Цифровая трансформация требует видения бизнеса
«ИТ-директора не в состоянии осилить цифровую трансформацию в одиночку, – заявил Вестерман. – Необходимо заручиться поддержкой какого-то иного влиятельного руководителя и получить одобрение совета директоров. На одной оси должны быть технологии, а на другой – умение предвидеть и непрерывно управлять происходящими изменениями. Объединив все это, вы получите компанию, которая держит свои цифровые технологии под контролем». По словам Вестермана, написавшего на эту тему книгу «Leading Digital: Turning Technology into Business Transformation» («Цифровое руководство: от технологий к трансформации бизнеса»), компании, контролирующие свои цифровые технологии, на 26% более прибыльны по сравнению с конкурентами из той же отрасли.
Компании, контролирующие свои цифровые технологии, на 26% более прибыльны по сравнению с конкурентами из той же отрасли
Конечно, не каждый ИТ-директор сотрудничает с Gartner или может обратиться за советом к ученым из Массачусетского технологического института. Как же узнать, является ли то, что вы делаете, цифровой трансформацией? Для этого нужно ответить на другой ключевой вопрос: разрушает ли то, что вы делаете, сложившиеся в вашем бизнесе и вашей отрасли устои? При уверенном утвердительном ответе вполне можно говорить о настоящей цифровой трансформации.
– Clint Boulton. What is digital transformation? A necessary disruption. CIO. July 31, 2017