Компании не уверены в своих цифровых способностях

Согласно данным исследования «индекса цифровой компетентности» PwC Digital IQ за 2017 год, 56% российских компаний оценивают свой Digital IQ как высокий. Это самый низкий показатель за все время наблюдений. Как отмечают аналитики, 10 лет назад, когда в PwC начали отслеживать этот индекс, мир был гораздо проще.

За период с 2007 года компании проделали большую подготовительную работу, чтобы получать прибыль от технологических изменений. Повысился статус ИТ-директора, в штатной структуре появились новые должности, связанные с инновациями, в технологии были вложены большие средства, трансформации подверглись и сами бизнес-модели. Тем не менее, как признают участники исследования, большинство организаций все еще не готовы к очередному витку технологического прогресса. Уверенность в цифровых возможностях своих организаций упала до самого низкого уровня за весь период проведения исследования: чуть больше половины всех респондентов оценивают индекс Digital IQ своих компаний как высокий или очень высокий, что ниже показателя 2014 и 2015 годов.

 

Источник: PwC, 2017
Источник: PwC, 2017

Большинство организаций сделали недостаточно для того, чтобы идти в ногу с цифровой революцией. 68% респондентов отмечают, что роль лидера в продвижении цифровых технологий в их компании берет на себя ее руководитель, тогда как в 2007 году этот показатель составлял всего лишь 33%. Но, несмотря на то что технологии теперь входят в повестку дня руководителей компаний, а ИТ-директор получил возможность принимать участие в стратегическом управлении, многие другие руководители все еще не в полной мере участвуют в проектах цифровой трансформации. За большинство задач, связанных с цифровым развитием, включая степень приоритетности цифровых инвестиций, инновации и разработку новых продуктов и услуг, отвечают либо ИТ-директор, либо глава компании. Активно участвовать в изучении возможностей по использованию новых технологий для трансформации своей деятельности готовы лишь немногие службы.

Несмотря на медленный прогресс в разработке стратегий цифровой трансформации, руководители компаний по-прежнему считают цифровые технологии одним из факторов роста. 73% из них главной выгодой от цифровых инициатив называют рост выручки, на втором и третьем месте по степени значимости – увеличение прибыли и снижение затрат. Хотя крепнет уверенность в том, что новые технологии и новые бизнес-модели продолжат менять облик целых отраслей, факторы, влекущие за собой изменение привычного порядка ведения деятельности, уже не привлекают к себе такого внимания, как раньше.

По сравнению с прошлым периодом уменьшилось количество компаний, в которых есть специальный отдел по изучению новых технологий. Остальные же для решения конкретной задачи формируют проектные группы или используют аутсорсинг. И лишь в немногих компаниях задумываются о создании новых ролей, возникновении новых конфликтов и переосмыслении вопросов, имеющих отношение к доверию.

В то же время большинство компаний уверены в своем подходе к освоению новых технологий, более развитыми стали стратегии цифровых инвестиций. Две трети всех компаний говорят о наличии единого долгосрочного плана внедрения цифровых технологий, который включает в себя бизнес-процессы и ИТ-процессы. Практически столько же компаний утверждают, что они систематически анализируют результаты своей инновационной деятельности.

Но даже компании, у которых есть необходимые знания и навыки, зачастую не способны правильно ими воспользоваться. Четверть респондентов утверждают, что используют внешних специалистов даже при наличии собственных квалифицированных кадров, потому что работать с «внутренними» командами очень сложно или же работа продвигается чрезвычайно медленно. Эти организационные проблемы наблюдаются даже у лидеров, показывающих хорошие результаты по остальным показателям Digital IQ.

Cisco: три четверти IoT-проектов оканчиваются неудачей

Несмотря на мощный импульс роста Интернета вещей, 60% проектов застревают на стадии прототипа. Лишь 26% компаний сочли свои IoT-проекты успешными. Хуже того: треть всех завершенных проектов были признаны полностью неудачными.

В исследовании Cisco, проводившемся в США, Великобритании и Индии, приняли участие 1845 руководителей, ответственных за принятие решений в области ИТ и бизнеса. Все они принимали участие в реализации общей стратегии или руководили как минимум одним из IoT-проектов в своих организациях. Целью исследования было понять факторы успеха и вычленить проблемы, стоящие на пути прогресса.

 

Источник: Cisco, 2017

Значимость человеческого фактора

На первый взгляд, Интернет вещей – чисто технологическая история, но огромную роль в ней играют такие факторы, как культура, организация и лидерство. Три из четырех главных факторов, определивших успех IoT-проектов, имеют отношение к людям и их взаимодействию. Сотрудничество между ИТ- и бизнес-подразделениями вышло на первое место (54%), технологически ориентированную культуру производства поставили во главу угла 49%, а опыт в области Интернета вещей, приобретенный внутри организации, выбрали 48%.

Кроме того, те организации, чьи IoT-проекты были наиболее успешными, шире других использовали преимущества экосистемного партнерства. Они сотрудничали с партнерами на всех этапах, начиная со стратегического планирования и заканчивая анализом данных по результатам внедрения.

Несмотря на всеобщее понимание важности сотрудничества между руководством ИТ- и бизнес-подразделений, был выявлен ряд любопытных разногласий. Так, руководители ИТ-подразделений считают более важными технологии, организационную культуру, опыт и вендоров. Руководители бизнес-подразделений, напротив, основное значение придают стратегии, технико-экономическому обоснованию, процессам и целевым ориентирам.

Важность партнерства

60% опрошенных подчеркнули, что IoT-проекты часто хорошо выглядят на бумаге, но в реализации оказываются значительно более сложными, чем можно было представить. Пять основных трудностей на всех этапах реализации: сроки завершения, ограниченность собственного опыта, качество данных, интеграция подразделений и перерасход бюджета. Исследование показало, что наиболее успешные организации на всех этапах привлекают экосистему партнеров, то есть тесное сотрудничество на протяжении всего проекта способно сгладить недостаток опыта.

Использовать преимущества

Одновременное проявление критичных факторов успеха дает организациям возможность масштабно использовать результаты анализа «умных» данных. 73% участников опроса применяют данные завершенных IoT-проектов для совершенствования своего бизнеса. В тройку преимуществ Интернета вещей вошли рост удовлетворенности заказчиков, рост операционной эффективности и рост качества продуктов и услуг. Кроме того, главным неожиданным преимуществом оказался рост прибыльности (39%).

Учиться на ошибках

Предпринятые попытки реализовать IoT-проекты дали еще один неожиданный результат – 64% респондентов заявили: уроки, извлеченные из застопорившихся и неудачных инициатив, способствовали тому, что их организации стали наращивать инвестиции в Интернет вещей. Как выяснилось, несмотря на проблемы, многие участники исследования оптимистично смотрят в будущее Интернета вещей, который при всем своем бурном развитии остается пока на начальном этапе эволюции. 61% респондентов считают, что лишь только начали исследовать те возможности, которые IoT-технологии открывают перед бизнесом.