9 мая президент Путин своим указом утвердил Стратегию развития в России информационного общества. Стратегией закреплено главенствование национальных интересов в сфере ИТ, а одним из приоритетов объявлен переход к цифровой экономике. В документе впервые в российской практике даются юридически значимые определения некоторых важных понятий, таких как Индустриальный интернет и Интернет вещей, облачные и туманные вычисления. Охарактеризована и собственно цифровая экономика. Ее ключевыми признаками названы «данные в цифровом виде», их обработка и анализ для повышения эффективности технологий, оборудования, производства и доставки товаров и услуг.
При этом в стратегии делается акцент на работе с большими объемами данных (термина «большие данные» авторы почему-то не приемлют). В документе прямо говорится, что конкурентным преимуществом на мировом рынке обладают государства, чьи экономики основаны на технологиях анализа больших объемов данных. Такие технологии применяются и в России, но – зарубежные. Отечественных аналогов пока нет.
Стратегия рассчитана на период до 2030 года. Именно к этому сроку в стране должны быть созданы информационное общество и цифровая экономика. Как конкретно будет реализовываться принятая стратегия, пока не ясно. Ее целевые показатели, а также поэтапный план их достижения будут разработаны правительством к 1 октября.
Однако по ключевым формулировкам документа уже видно, что одним из приоритетов программы цифровизации общества и экономики станет применение отечественных информационных технологий. Практика повсеместного внедрения зарубежных ИТ, особенно на объектах критической инфраструктуры, в документе подвергнута бескомпромиссной критике. Признается необходимым заменить импортное оборудование, программное обеспечение и электронную компонентную базу российскими аналогами.
В органах государственной власти и компаниях с госучастием обязательной нормой станет применение российских ИТ. Также предписывается создать системы, обеспечивающие устойчивое функционирование российского сегмента Интернета, указано на необходимость развивать центры обработки данных внутри страны – на базе российского оборудования и ПО. В стратегии даются четкие определения безопасного, а также технологически независимого программного обеспечения и сервисов, критической информационной инфраструктуры и ее объектов.
Зарубежным поставщикам оставлены возможности для регулируемого государством присутствия на российском рынке, трансфера к нам лучших практик, локализации продуктов и паритетного сотрудничества с российскими разработчиками.
В документе перечислены девять основных направлений развития российских технологий. Помимо упомянутых выше облаков, туманных вычислений, Интернета вещей, обработки больших объемов данных, к ним относятся: сети связи нового поколения, искусственный интеллект, робототехника, технологии электронной идентификации и аутентификации, информационная безопасность.
Формированию цифровой экономики, согласно положениям стратегии, должно будет способствовать создание кросс-отраслевых консорциумов на базе крупнейших интернет-компаний, банков, операторов связи, платежных систем и госкорпораций. Финансироваться информатизация общества будет из бюджетов всех уровней, а также из некоторых внебюджетных источников.
Предусмотрено, что консорциумы, используя смешанные инвестиции, образуют хребет цифровой экономики, основанной преимущественно на российских технологиях, и дадут толчок их развитию до конкурентоспособного состояния и распространению на зарубежных рынках. ИТ-директорам из современной, еще не оцифрованной, экономики остается лишь дождаться появления этих технологий в самой России и, убедившись, что они ни в чем не уступают зарубежным аналогам, применить их на практике.
Алексей Есауленко