Вы оказались частью унылой и подавленной команды, занятой рутинным трудом? Управляете коллективом, где часто случаются конфликты и распри? Каждый день, идя на работу, со страхом ждете, что опять окажетесь в окружении людей, излучающих негативные эмоции? Если это так, вы не одиноки. Всё перечисленное относится к очень многим ИТ-службам и проектным командам.

Слаженное функционирование ИТ-команд нарушается по разным причинам. На ум приходит цитата из «Анны Карениной» Льва Толстого: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». В какой-то степени это объясняет существование столь большого количества проблемных команд – ведь число ситуаций, способных привести к кризису, бесконечно. Очень сложно выявить признаки, по которым можно было бы определить, что слаженное функционирование находится под угрозой.

Обычно структура ИТ-службы выстраивается в соответствии с используемыми технологическими процессами. Подразделение похоже на машину, которая принимает заявки, запросы и требования и в конечном итоге выдает готовое решение. Задачи передаются с одного места на другое, пересекая технические границы между зонами ответственности отдельных работников. Технологический процесс напоминает движение автомобиля по сборочному конвейеру. Один человек прикручивает левое переднее колесо, а другой – правое.

Налицо хорошо проработанный процесс, обеспечивающий соответствие управленческим требованиям и оптимизирующий потоки выполняемых задач. Но работа, организованная таким образом, не отвечает ожиданиям выполняющих ее людей.

Люди – не подпрограммы, вызываемые по мере возникновения потребностей в выполняемых ими сервисах. Это существа из плоти и крови со своими эмоциями и устремлениями, это не бесчувственные роботы, которых интересует лишь рабочее время, продаваемое ими за деньги. Они с вниманием относятся к окружающим и заботятся о качестве своего труда, рассчитывая, что их работа будет вкладом в общее дело. У них может возникать чувство обиды, страха и скуки.

А после попадания людей в такую конвейерную структуру у них появляются отрицательные эмоции. И вот их неполный перечень.

Изолированность

Они могут находиться рядом и общаться с другими членами группы, но не ведут при этом совместной деятельности. Люди не делятся друг с другом целями, которые должны достигаться в процессе совместной работы.

Скука

Когда зона технической ответственности очень узка, человек перестает изучать что-либо новое.

Безысходность

Каждый работник в организации занимает определенную техническую нишу. На нем лежит особая ответственность, поскольку его некем заменить. Он понимает, что обладает слишком высокой ценностью в своей нынешней роли, для того чтобы всерьез присматриваться к какой-то новой и интересной сфере деятельности. И не видит никакой возможности для карьерного роста.

Страх

Люди, связанные на протяжении долгого времени лишь с какой-то одной системой, понимают, что, если организация решит отказаться от нее, их проще уволить, а не тратиться на переобучение. Поэтому у них возникают вполне обоснованные опасения оказаться на рынке труда с весьма ограниченным и устаревшим запасом знаний.

Отсутствие мотивации

Работа, организованная в виде потока отдельных задач, угнетает. Выполняя ее долгое время, человек чувствует себя как белка в колесе. У его работы нет ни начала, ни конца, он не ощущает ни волнения при появлении новых вызовов, ни удовлетворения после завершения проекта.

Пребывая в таком состоянии слишком долго, люди истощаются эмоционально, становятся хрупкими и неспособными исправить ситуацию, если что-то пойдет не так. У них нет сил побороть отчаяние, а возврат к нормальной деятельности уже не кажется им таким привлекательным.

Если вышеописанное относится к вашей ИТ-службе, измените рабочий процесс, добейтесь, чтобы он не только обеспечивал выполнение поставленных задач, но и отвечал интересам участвующих в нем людей. Этим вы не только поможете работникам приобрести новые навыки, но и повысите эффективность деятельности ИТ-команды в долгосрочной перспективе с минимальными затратами.

– Paul Glen. IT workers aren’t cogs in a machine. Computerworld. Oct 13, 2016