Появившаяся в 1990-х служба доставки WebVan считалась высокотехнологичной, потому что обеспечивала возможность заказывать продукты на веб-сайте. Возникнув на волне бума дот-комов, впоследствии она пала жертвой мыльного пузыря интернет-компаний: в 2001-м WebVan обанкротилась.
На примере WebVan можно изучать недостатки доставки в пределах «последней мили» – звена в цепочке поставок, по которому товар попадает в руки конечного потребителя. Именно она низкоэффективна и обходится дорого.
Обеспечить высокий КПД «последней мили» очень сложно: нередко водителю на большом фургоне приходится доставлять заказ единственному покупателю.
Попытки изменить ситуацию предпринимают в Google и Amazon. Сотрудники службы Google Express, например, забирают товары в магазинах и, доставляя в дома, максимально оптимизируют маршруты с помощью алгоритмов.
С Google Express соперничает сервис доставки AmazonFresh, за который приходится выкладывать по 299 долл. в год, и это предложение от компании, знаменитой бесплатной доставкой обычных заказов (AmazonFresh доставляет продукты питания; еще в Amazon создают отдельный курьерский сервис для непродуктовых посылок, который будет соперничать с FedEx и UPS).
Оптимально организовать доставку пищевых продуктов пытаются в Peapod, Fresh Direct, Whole Foods и других. Но ни в одной из них так и не решили проблему последней мили – доставка по-прежнему медлительна и обходится дорого. Как же быть? Может, использовать дроны?
В 2013 году глава Amazon Джефф Безос объявил о планах организовать доставку заказов дронами, но инициативу встретили со скепсисом. С тех пор о похожих намерениях и экспериментах сообщили в Google и других технологических компаниях, а также в рознично-торговых сетях вроде Wal-Mart и курьерских службах наподобие UPS.
У широкой публики могло сложиться впечатление, что будущее доставки в пределах последней мили – за дронами. Но у дронов невелики дальность полетов и грузоподъемность, и им нужно часто подзаряжать батарею. Их хорошо использовать для транспортировки важных грузов в отдаленные районы, для повседневной же доставки они не подходят.
И все же устраивающую всех доставку в пределах последней мили организовать можно. И в ряде компаний уже испытывают решения, благодаря которым это станет реальностью.
Колесная база для дронов
В Mercedes-Benz представили концепцию курьерской службы Vision Van с роботизированными складами и фургонами, от которых до клиента товар доставляют как люди, так и дроны. Службу придумали в Mercedes совместно с компанией Matternet, разработчиком коммерческих дронов. На складе заказы размещаются на двух палетах, которые автоматически загружаются в фургон. Роботизированная система выбирает в нем нужную посылку согласно адресу очередной доставки и передает водителю через окно, пока тот еще в кабине. Та же система может вытолкнуть упаковку через люк в крыше, чтобы передать ее одному из двух ожидающих дронов, а те доставляют заказ к порогу дома покупателя. Таким образом ускорена доставка в дома, находящиеся вдалеке от автодороги.
Роботизированная система складской обработки теоретически способна повысить эффективность и уменьшить число ошибок. Поскольку дроны стартуют с фургона, а не со склада, перезаряжать батарею нужно реже.
Холодильник на колесах
В эстонской компании Starship Technologies создали робота-курьера, который выглядит как сумка-холодильник на колесах. Он может доставлять заказы в автономном и полуавтономном режимах.
По словам сооснователя Starship Ахти Хейнла, одного из создателей Skype, его робот-курьер абсолютно безопасен, поскольку ездит не спеша – всего 6 км/ч, а специальное ПО заставляет его уступать дорогу пешеходам. За ним дистанционно следит оператор, который может взять управление на себя, если робот не справляется.
Сегодня робот тестируется в городах Германии, в Сан-Франциско, в Лондоне, в Швейцарии и других местах, а недавно начались испытания в Вашингтоне.
Автономность передвижения обеспечивается с помощью девяти камер, приемника GPS, а также специализированной системы навигации и построения карты местности. Перемещение происходит по тротуарам, а не по проезжей части. Роботы доставляют товар в течение трех часов с момента заказа.
Процедура заказа похожа на вызов такси в Uber – с помощью мобильного приложения, которое затем позволяет отследить перемещение робота. Через приложение также передается код, с его помощью покупатель сможет открыть крышку запертого грузового отсека робота по его прибытии.
Еще Starship совместно с Mercedes работает над проектом Robovan, в рамках которого специально оборудованные фургоны используются в качестве колесной базы для размещения до восьми роботов-курьеров. Фургон паркуется в заданном квартале, после чего роботы доставляют еду и другие товары в дома в радиусе до 3 км.
Похожие автоматические курьеры испытываются компанией Domino в Новой Зеландии для доставки пиццы. Робот – Domino's Robotic Unit – управляется программой, которую создали в австралийской компании Marathon, работающей на военно-промышленный комплекс. DRU перемещается автономно, объезжает препятствия и доставляет пиццу и напитки на расстояние до 19 км. Чтобы открыть отсек с пиццей, заказчик вводит переданный ему код.
Автономные колесные роботы появляются и в гостиницах. Робот Relay от компании Savioke выполняет роль горничной – приносит в гостиничные номера полотенца и кофе. В отелях США уже применяются 12 таких роботов.
Relay умеет дистанционно вызывать лифт, а в гостинице ориентируется с помощью сигналов Wi-Fi и дальномерных камер. Подъехав к номеру, робот звонит постояльцу по телефону, а когда тот выходит, открывает крышку грузового контейнера и предлагает гостю забрать заказ. После доставки машина самостоятельно находит розетку в фойе и подзаряжает аккумулятор.
Над автоматизированными колесными системами доставки грузов трудится еще ряд компаний Кремниевой долины, в том числе Fetch Robotics, Marble, Dispatch Robotics и Robby Technologies, а в Китае подобные решения разрабатывают гиганты электронной коммерции Alibaba и JD.com.
Недорогие, легкие и безопасные, автономные роботы-курьеры действительно помогут организовать широкомасштабную службу доставки. Грузоподъемность у них больше, чем у дронов, они безопаснее и расходуют меньше электроэнергии.
Мобильная кухня
Если с доставкой пиццы произошла задержка, в ваш дом она может попасть размокшей и едва теплой. В одной из компаний пытаются решить эту проблему путем превращения фургонов для доставки в высокотехнологичные печи, которые пекут пиццу прямо по пути к заказчику.
Штаб-квартира Zume Pizza находится в Маунтин-Вью – там же, где и Google. И сотрудники последней пользуются услугами Zume, которая известна сенсационными заявлениями о том, что пиццу у них готовят роботы. На самом деле промышленные машины просто наносят на основу соус и помещают пиццу в печь, где она разогревается.
В грузовике Zume Pizza – 56 печей, которые нагреваются до 430 градусов за четыре минуты до прогнозируемого времени прибытия к заказчику. Тот в результате получает пиццу горячей, только что из печи.
В Zume утверждают, что с помощью искусственного интеллекта и машинного обучения угадывают, какие именно виды пиццы будут заказывать, и заранее загружают нужные полуфабрикаты в грузовики. В результате пиццу можно получить всего через 5 минут после размещения заказа.
На сегодня Zume Pizza высокотехнологична только отчасти. Люди делают основу для пиццы, осуществляют погрузку, водят фургоны, режут пиццу и доносят ее до двери. Но со временем в компании хотят автоматизировать все процессы.
Похоже, до организации масштабных автоматизированных служб домашней доставки осталось совсем немного. Результатом станут повышение качества обслуживания, снижение затрат и улучшение безопасности и экологической чистоты работы курьерских служб. И по всей видимости, будущее доставки – не за дронами, а за наземными роботами. А стало быть, готовьтесь в скором времени встречать железных курьеров у своего порога.
– Mike Elgan. Why the future of package delivery is better than drones. Computerworld. October 1, 2016