1. Умеет ли система отвечать на вопросы, составленные не по шаблону?
Звучит элементарно, но помощь в постановке вопросов и получении ответов на них – главное, что требуется от системы.
Если вы можете использовать только заранее заданный обзор некоторого среза ваших данных, а чтобы задать новый вопрос, вам приходится обращаться в отдел ИТ или писать сложные скрипты, такая система аналитики большой пользы не принесет. Решение должно позволять задавать произвольные вопросы.
2. Есть ли у вас опыт работы с организациями моей отрасли и знаете ли вы специфику моего бизнеса?
Компетенции только в области аналитики недостаточно. Чтобы соответствующие продукты и услуги приносили максимум пользы, необходимы отраслевые знания. Есть ли у вашего поставщика модели данных специально для вашей отрасли – банковской, страховой, потребительских товаров и т. д.?
Разработка систем аналитики и визуализации данных для конкретных отраслей требует знания соответствующих особенностей бизнеса. Поставщик не сможет предложить шаблоны, ключевые индикаторы производительности и модель данных, если не будет в курсе, что именно и с какой целью нужно измерять.
3. Захотят ли мои сотрудники пользоваться вашей системой?
Внедрение всех без исключения корпоративных систем тормозилось из-за сопротивления пользователей. Работа с аналитической системой должна быть комфортной. Любой, кто занимался внедрением новых продуктов, знает, что заставить пользователей работать с ними – один из самых сложных этапов процесса, поэтому они должны почувствовать, что задавать вопросы с помощью системы удобно. С системой будут работать активнее, если она окажется простой, интуитивно понятной и полезной.
4. Каковы возможности вашей системы?
Сколько одновременно работающих пользователей она способна обслуживать? Сколько можно завести учетных записей, сколько офисов смогут с ней работать? Каково время отклика на запросы?
Нужно удостовериться в том, что продукт будет справляться со своими задачами по мере роста бизнеса и темпов работы.
5. Сможет ли система работать со всеми моими данными?
Организации сегодня держат данные в облаке, локально, в хранилищах данных, в таблицах Excel, в протоколах трафика сайтов и т. п. Нужно оценить, способен ли выбранный инструментарий работать со всеми источниками данных, в том числе структурированных, неструктурированных и полуструктурированных.
Некоторые инструменты требуют переноса данных или преобразования в проприетарный формат перед анализом. Нужно подумать о том, с какими данными вы работаете сейчас, с какими будете работать через пару лет, и задаться вопросом, справится ли продукт с их поддержкой.
6. Есть ли у вас аналитические инструменты, рассчитанные на различные бизнес-функции?
Например, обеспечивает ли система полный обзор заказчика, есть ли функции планирования цепочки поставок, оценки эффективности дистрибуции, моделирования сценариев?
7. Зависят ли ваши расценки от результатов и реальной пользы?
Доступ к данным – только первый этап аналитического конвейера. Успех проекта в области аналитики определяется результатами.
Соглашения об оплате на основе реальной пользы становятся нормой. Сегодня любым коммерческим продуктам приходится соперничать с открытым кодом и бесплатным ПО. Поэтому для оправдания инвестиций необходимы расценки, зависящие от результатов.
8. Какие клиенты уже пользуются вашим продуктом и для чего?
Опытный руководитель не станет покупать продукт, который только что появился. Необходимо, чтобы это была хорошо зарекомендовавшая себя технология. Удостовериться в этом помогут отзывы уже имеющихся клиентов.
9. Какие средства безопасности предусмотрены в вашем продукте? Каким образом обеспечивается гарантия защищенности личной информации?
Защита данных – один из приоритетов, особенно в регулируемых отраслях. В здравоохранении, фармакологической отрасли и пр. требуется подвергать маскировке информацию, позволяющую установить личность, и конфиденциальные медицинские сведения.
10. Каков план развития вашего продукта? Как вы помогаете клиентам с обновлением версий и переходом на новые продукты? Как управляете процессом миграции? Есть ли у вас программа обучения пользователей?
Аналитическим решениям предстоит служить компании долгое время. Как и любые другие ИТ-системы, платформы аналитики не будут статичными. Необходимо выяснить особенности графика обновлений программного обеспечения вашего поставщика и процесса управления изменениями.
– Thor Olavsrud.10 questions to ask analytics vendors (before you buy). CIO. Mar 14, 2016