Блокчейн пропагандируется венчурными капиталистами, технофилами и аналитиками как очередное грандиозное новшество компьютерной науки. На самом же деле программное обеспечение цифрового реестра, лежащее в основе биткойнов и других криптовалют, еще очень и очень далеко от массового внедрения.
Как отметил профессор МТИ Кристиан Каталини, блокчейн позволяет сторонам выполнять финансовые транзакции, заключать контракты и осуществлять иные операции с участием цифровых записей через Интернет. Но каковы потенциальные применения технологии на предприятиях?
«Честно говоря, пока что реальных применений не много, – признал Андерс Браунворт, главный инженер компании Circle, оператора потребительского сервиса защищенных P2P-платежей на основе блокчейна. – Распределенный реестр называют панацеей от всех проблем на свете, но на самом деле это не так».
Подобная прямота может стать неожиданной для тех, кто черпает сведения о технологии из прессы, где блокчейну приписывают прямо-таки культовый статус. А в некоторых крупнейших банках мира, например в Barclays, Bank of New York Mellon и UBS, полагают, что распределенный реестр – это будущее депозитарных операций. «Блокчейн как цифровой реестр серьезным образом изменит принципы работы индустрии финансовых услуг», – заявил в сентябре 2015 года ИТ-директор UBS Оливер Буссманн. И в это охотно верится, поскольку к 2025 году, по прогнозам экспертов Всемирного экономического форума, 10% валового внутреннего продукта будет храниться в блокчейнах.
Но банки – это отклонение от общей тенденции. Эксперты, подтверждая правоту Браунворта, говорят, что на сегодня реальных применений блокчейна недостаточно.
Большой ажиотаж и большие сложности
Как отметил глава PA Consulting Group Питер Никол, интерес к использованию блокчейна обусловлен также возможностью создания документального следа для цепочки поставок, который позволит удостоверяться в происхождении товаров. Мобильное приложение, реализующее функции блокчейна, позволило бы покупателям сканировать штрихкоды в магазине натуральной еды, чтобы уточнять происхождение продуктов вплоть до региона, фермы и, возможно, даже конкретных коров, которые произвели молоко, находящееся в конкретном пакете.
Но, по словам Никола, большинству потребителей нет дела до происхождения многих товаров, если не считать дорогостоящих, например бриллиантов, поэтому вряд ли на такое приложение будет спрос. А если блокчейном будут пользоваться очень мало продавцов и покупателей, то целесообразность внедрения оказывается под большим вопросом, особенно на предприятиях, где от ИТ-директоров требуют окупаемости новых технологий.
Но у блокчейна есть проблемы и помимо элементарной применимости в бизнесе. Отсутствие универсальных стандартов и нормативной документации, нехватка специалистов, имеющих навыки работы с ПО распределенного реестра, и сомнения в масштабируемости снижают заинтересованность во внедрении. На сегодня, по мнению Никола и других экспертов, блокчейн – это лишь предмет ажиотажа: слишком много обещаний, очень мало практических реализаций.
Отсутствие универсальных стандартов и нормативной документации, нехватка специалистов, имеющих навыки работы с ПО распределенного реестра, и сомнения в масштабируемости снижают заинтересованность во внедрении технологии блокчейна
«Предстоит пройти немалый путь, прежде чем какие-либо решения, которые попадали в заголовки новостей за последние полтора года, будут готовы к внедрению на предприятиях, – полагает Марта Беннетт, аналитик Forrester Research. – А появление чего-либо, требующего как согласия большого числа участников отрасли, так и единого набора процессов, может состояться еще позднее, и это даже без учета вопросов регулирования».
По словам Беннетт, на сегодня еще не делалось серьезных попыток продумать сквозные процессы. Пример – уже упомянутое выяснение происхождения. Одно дело – отслеживать цифровые товары, и совсем другое – физические. Если вы пытаетесь проследить что-то на пути от производителя к покупателю, где гарантии отсутствия вмешательства?
Их быть не может, по крайней мере при нынешнем положении дел. Но блокчейн – новая технология, ажиотаж вокруг которой гораздо больше, чем уровень ее зрелости. По сути, все революционные технологические платформы, обладающие потенциалом широкого внедрения или сетевого эффекта, прошли подобное «испытание огнем».
Возьмем, к примеру, Hadoop – технологию анализа данных с открытым кодом, разработанную в Yahoo десять лет назад. Вначале с ней лишь экспериментировали узкие специалисты, затем несколько стартапов коммерциализовали ее, и внезапно она стала главным инструментом обработки Больших Данных. Постепенно в компаниях поняли, что им нужны специалисты по Hadoop и что главная сила технологии – в предварительной обработке данных, а не в выдаче готовых аналитических сведений. Чтобы извлекать из Hadoop пользу, необходимы были ученые по данным. И хотя сегодня Hadoop используется множеством компаний, это не универсальное решение для всех задач Больших Данных.
Сравнение блокчейна с Hadoop в плане ажиотажа справедливо, считает Дэвид Шатски, старший менеджер Deloitte по анализу новых технологий. И блокчейн, и Hadoop открывают совершенно новые возможности. Шатски отметил, что в компаниях, оказывающих финансовые услуги, в блокчейне видят инструмент создания решений для анализа кредитной истории клиентов, а в туристической и гостиничной отрасли считают, что блокчейн поможет разрабатывать программы лояльности.
«Блокчейн действительно способен радикально повысить эффективность многих бизнес-процессов, – подчеркивает Шатски. – Но в то же время существует масса нерешенных вопросов – в частности, по поводу блокчейнов с привилегиями доступа и без таковых, по поводу руководства распределенными реестрами с поддержкой разграничения прав, а также относительно масштабируемости».
Стоит ли внедрять блокчейн
Никол рекомендует ИТ-директорам, обдумывающим планы внедрения блокчейна, озаботиться следующими вопросами: «Как “продать” блокчейн финансовому директору, если лучшее, что можно обещать, – это окупаемость через год или позже?», «Какие есть практические сценарии применения, способные заинтересовать бизнес с точки зрения инвестиций?». «Пока не появится круг конкретных сценариев применения, планировать внедрения будет сложновато», – говорит Никол.
Беннетт рекомендует ИТ-директорам, думающим внедрить блокчейн, задаться вопросом, требуется ли для их конкретных задач криптографически защищенное распределенное тиражируемое хранилище записей. Затем следует проконсультироваться со специалистами из компаний, уже внедривших подобные решения, провести оценку экосистемы стартапов, занимающихся блокчейном, а также навести справки об отраслевых инициативах, консорциумах и консультантах.
Если после такой предварительной работы заинтересованность во внедрении сохранится, нужно выделить ресурсы для проведения концептуальных внедрений. «Но планировать надо комплексные проекты, фрагментарное внедрение пользы не принесет, – добавляет Беннетт. – Кроме того, нужно задуматься об интерфейсе между физическим миром и блокчейном».
– Clint Boulton. Blockchain’s hype exceeds its grasp – for now. CIO. Jun 7, 2016