ИТ-рынок
Российский рынок ИТ-услуг в 2015 году сократился на 34%
По данным IDC, объем российского рынка ИТ-услуг в долларовом выражении сократился в 2015 году на 34% и составил 4,52 млрд долл. В рублях рынок вырос на 4,7%.
Напряженная экономическая ситуация в стране, сопровождавшаяся девальвацией национальной валюты, вынуждала компании сокращать ИТ-бюджеты и отказываться от проектов, не влияющих напрямую на эффективность бизнеса. Следствием стали сокращение числа инфраструктурных проектов и снижение спроса на проектные услуги, в первую очередь на системную интеграцию.
Основными потребителями ИТ-услуг в России стали организации финансового, государственного и телекоммуникационного секторов. Лидером рынка по объему расходов на ИТ-услуги по-прежнему остается финансовая отрасль, а наиболее высокие темпы роста показали в 2015 году компании производственного сектора.
Стремление компаний переводить капитальные затраты в операционные ведет к перераспределению ИТ-расходов организаций: средства направляются не на закупки нового оборудования, а на поддержку и аутсорсинг уже существующей ИТ-инфраструктуры. В качестве одного из основных инструментов оптимизации расходов компании рассматривают облачные вычисления. Растущий спрос на них положительно влияет на такие сервисы, как обслуживание и администрирование ПО и хостинг инфраструктурных услуг, которые продолжают оставаться самыми быстрорастущими на российском рынке.
Поскольку компании изменили свои инвестиционные приоритеты и стремятся к более коротким и экономически эффективным проектам, наблюдается спрос на решения, позволяющие сокращать расходы на ИТ и увеличивать клиентскую базу. Как следствие, сервисы, связанные с различными видами хостинга приложений и инфраструктуры, чувствуют себя лучше традиционных видов услуг. Облачные сервисы, решения в области Больших Данных и аналитики продолжат набирать популярность.
Компании проявляют интерес к консалтингу в сфере безопасности
Согласно прогнозам Gartner, расходы компаний на информационную безопасность в 2016 году вырастут в глобальном масштабе на 8% и достигнут 81,6 млрд долл. Возможности для наибольшего роста наблюдаются в сегментах аутсорсинга, тестирования безопасности и решений для предотвращения утечек.
Заметное развитие отмечается среди средств предотвращения инцидентов. Многие заказчики предпочитают приобретать решения, позволяющие принимать превентивные меры. Это стимулирует развитие систем управления событиями информационной безопасности (Security Information and Event Management, SIEM) и веб-шлюзов безопасности (Secure Web Gateway, SWG) в сторону всеобъемлющего подхода, позволяющего как выявлять угрозы, так и реагировать на них.
Кроме того, отмечается, что больше инвестиций стало направляться в область услуг – компаниям не хватает собственных компетенций и квалифицированного персонала. Это особенно очевидно в области защиты от целенаправленных атак и внутренних угроз. Консалтинг в этих направлениях будет серьезным вектором затрат – как для крупных, так и для относительно небольших компаний.
Сервисы IaaS завоевывают популярность в корпоративной среде
Недавний опрос, проведенный IDC, показал, что почти две трети корпоративных ИТ-служб либо уже используют в работе публичные облачные сервисы IaaS, либо планируют начать их использовать до конца 2016 года.
По оценкам аналитиков, объем мирового рынка публичных облачных сервисов IaaS за пять лет с 2015 по 2020 год вырастет более чем втрое – с 12,6 млрд до 43,6 млрд долл. В 2016-2017 годах темп роста превысит 41% в год, но затем замедлится, так как предприятия перейдут от исследования возможностей облачных систем к оптимизации их использования. В подавляющем большинстве компаний будет применяться гибридная архитектура, полагают аналитики.
Рынок публичных облачных сервисов IaaS в настоящее время делят между собой несколько крупных провайдеров во главе с Amazon Web Services, за которыми следует множество мелких. За последние два года в мире появился ряд региональных провайдеров облачных сервисов, большинство из них используют платформу OpenStack. Аналитики ожидают дальнейшего роста сегмента региональных провайдеров и связывают его с требованиями национальных законодательств о локализации места хранения данных.
Управление ИТ
Удаленная работа не в моде
Половина молодых ИТ-специалистов мечтают о работе в России, 81% – о кухне с бесплатной едой, а работать из дома хотел бы лишь каждый десятый. Технопарк Mail.Ru и рекрутинговая компания Smart Start выяснили, как студенты крупнейших российских ИТ-факультетов представляют себе офис мечты.
Как выяснилось, 49% молодых ИТ-специалистов стремятся найти идеальное место работы на родине. 11% хотели бы эмигрировать в США, а 6% – в Германию.
«Удаленка» у сегодняшних молодых специалистов не в моде: лишь 10% опрошенных считают идеальным местом работы собственный дом. Еще менее популярен коворкинг – 7%. Каждый второй респондент предпочел бы работать в бизнес-центре класса А. Интересно, что для 22% респондентов не имеет значения, где именно работать.
Главным атрибутом идеального рабочего места, по мнению опрошенных студентов, является кухня с бесплатной едой – ее наличие важно для 81%. Помимо рабочего пространства, в офисе должны быть спортзал и комнаты отдыха – так считают 70%. В число специалистов, которых респонденты хотели бы видеть в идеальном офисе, также вошли врач, массажист и психолог. Правда, данный фактор не имеет значения для каждого третьего студента.
Что касается формы одежды в офисе, то предпочтение было отдано смешанному стилю (нечто среднее между деловым и повседневным) – так хотели бы одеваться на работу половина опрошенных. Каждый третий с удовольствием носил бы в офис повседневную одежду. Строгий деловой стиль привлекает лишь 4%.
Молодые ИТ-специалисты готовы продолжать учиться и после выхода на работу. Отвечая на вопрос о корпоративной политике идеального работодателя, 92% респондентов отметили: для них важно, чтобы компания оплачивала профессиональное обучение сотрудников.
Техническая культура по-прежнему «выталкивает» женщин из ИТ
Социальная динамика и «культурное несоответствие» – вот главные причины, по которым женщины остаются в профессии ИТ гораздо реже, чем мужчины.
Исследование, проведенное MIT, показало, что женщины чувствуют себя обделенными и притесняемыми. По их словам, у мужчин возможностей гораздо больше. Особенно это касается стажировок, летней работы и мероприятий по тимбилдингу.
Пол в ИТ по-прежнему имеет большое значение, и это авторы исследования считают культурным феноменом. Среди выпускников ИТ-специальностей женщин 20%, а среди работающих специалистов их не более 13%. Для многих главной профессиональной проблемой становится то, как заставить коллег относиться к себе без предрассудков.
О проблеме поиска гендерного баланса говорилось неоднократно, и многие компании предпринимали в этом направлении значительные усилия. Например, у крупнейших ИТ-игроков (Google, Microsoft, Facebook и т. п.) доля сотрудников-мужчин не так уж и огромна – в среднем 68%.
Чтобы покончить с гендерным дисбалансом, особенно на нижних ступенях иерархии, требуются большие усилия. Более того, как отмечают аналитики, меритократия, наблюдающаяся в ИТ-секторе, препятствует подобным изменениям. И к тому же многие компании вообще отказываются признавать наличие самой проблемы.
Техника безопасности
Директоров по безопасности готовы увольнять за плохие отчеты
Если директор по информационной безопасности плохо контактирует с топ-менеджментом, он рискует быть уволенным. По данным Osterman Research, 59% членов советов директоров не намерены мириться с таким положением дел.
Это отражает изменение взглядов руководства компаний на кибербезопасность. Раньше к утечкам относились как к «руке Бога» или природному катаклизму. Теперь же от директора по ИБ требуют выстраивания процессов безопасности и формирования отчетности. Менеджмент компаний пристально следит за его деятельностью и ожидает качественных результатов.
Таким образом, риски ИБ приобрели приоритетную важность, встав в один ряд с финансовыми, юридическими и рыночными рисками. Советы директоров ожидают подробной информации, чтобы обоснованно оценивать бюджеты и планировать инвестиции. 54% отмечают, что получаемые ими данные – «слишком технические», а 85% полагают, что директора по ИТ и ИБ должны улучшить качество предоставляемых отчетов. Если отчеты не будут понятными и полезными, 93% опрошенных грозят последствиями: 59% говорят о расторжении контракта, а 34% – о предупреждении.
Бизнес и технологии
Российские компании увеличили объем интернет-закупок в полтора раза
Источник: B2B-Center, 2016 |
Почти 70 тыс. торговых процедур на общую сумму свыше 735 млрд руб. прошло на электронной торговой площадке B2B-Center за первое полугодие 2016 года. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года объем корпоративных интернет-закупок вырос на 57%.
Сложившаяся экономическая ситуация подталкивает российские компании повышать собственную эффективность. Перевод закупок в электронную форму – это очевидный способ сэкономить средства и улучшить контроль за их расходованием. Стремительный рост объема торгов произошел благодаря активности крупных закупщиков из нефтегазовой, энергетической, атомной, металлургической отраслей, а также телекоммуникаций и сельского хозяйства. При этом рост закупочной активности демонстрируют как государственные, так и коммерческие компании.
Традиционными лидерами электронных закупок остаются электроэнергетические компании. На их долю в первом полугодии 2016 года пришлось 43% общего числа процедур и 23% их объема. Второе место продолжают удерживать горнодобывающие и металлургические предприятия – 20% количества торгов и 8% общего объема. Далее следуют машиностроительные холдинги и компании военно-промышленного сектора. Еще один крупный сегмент – закупки нефтяной и газовой промышленности: 8% количества и 14% объема всех процедур.
В первом полугодии 2016 года продолжилось проникновение электронных торгов в новые отрасли: в число самых активных закупщиков вошли операторы мобильной связи, предприятия целлюлозно-бумажной отрасли, пищевой промышленности и сельского хозяйства.
Доля закупок строительных товаров и услуг осталась на уровне прошлого года – 17,1%. Электроэнергетические компании искали подрядчиков по проектам капитального строительства и реконструкции, проектирования инженерных сетей, проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ, а строительные компании привлекали субподрядчиков для своих проектов.
Доля закупок продукции металлургического комплекса также не изменилась и составила 11,5%. Предприятия машиностроительного комплекса, ВПК и металлургии закупали прокат, листовой металл и метизы, а нефтегазовые и нефтехимические предприятия – трубы и трубопроводную арматуру.