Видео-конференц-связь все прочнее укрепляется в корпоративной культуре как инструмент развития и повышения эффективности бизнеса. Преимущества этого инструмента не оспаривает никто. Но какой подход выбрать при строительстве или модернизации системы ВКС предприятия? Создавать ли всю необходимую инфраструктуру на собственной площадке, наращивая капитальные и операционные расходы на ИТ, или передать все заботы об этой инфраструктуре и ответственность за качество видеосервисов облачному провайдеру? Очная и заочная полемика на эту тему не утихает. И сторонники облаков, и приверженцы стратегии on-premise приводят свои аргументы.
Все свое, все внутри?
Одним из основных мотивов, побуждающих крупные корпорации строить собственные системы ВКС, вместо того чтобы использовать облачные сервисы совместной работы, является стремление сделать видеообщение максимально комфортным, качественным и эффективным, потому что они считают его критически важным для бизнеса. Возврат инвестиций в таких проектах – вопрос вторичный. Обладая солидными бюджетами, большие компании могут позволить себе выделить целый этаж офисного помещения и оборудовать на нем серию переговорных комнат, разных по площади, оснащению и функциональному назначению. Соответствующим образом выстраивается и вся сетевая инфраструктура ВКС. Например, именно так развивался проект модернизации системы ВКС в компании «Сибур».
Александр Барсков, главный эксперт аналитического агентства OSP Data: «Отношение российских заказчиков к получению сервиса ВКС из облака остается неоднозначным. Оптимальным такой вариант считают лишь 6% опрошенных респондентов» |
Об этом на шестом международном форуме «Бизнес-Видео – 2016», организованном издательством «Открытые системы», рассказал Максим Черкасский, руководитель направления «Управление ИТ-проектами» компании «Сибур». Собственная система ВКС, построенная в компании, включает в себя прекрасно оборудованные малые и средние переговорные комнаты, трансформируемые помещения, конференц-зал, зал телеприсутствия в головном офисе, а также оснащенный мультимедийным комплексом для переговорного пространства центр обучения в Анапе. Инфраструктурная часть корпоративной системы ВКС «Сибура» базируется на нескольких серверах многоточечных видеоконференций (Multipoint Control Unit, MCU), объединенных в общий ресурсный массив – высоконадежный кластер с зарезервированными компонентами. Именно вопросы качества и надежности ВКС предопределили подход к модернизации ВКС «Сибура» в парадигме «все свое, все внутри».
О том, что этот подход преобладает на рынке, заявил и главный эксперт аналитического агентства OSP Data Александр Барсков. По его словам, отношение российских заказчиков к получению сервиса ВКС из облака остается неоднозначным. Оптимальным такой вариант считают лишь 6% участников исследования, это в два раза меньше, чем в прошлом году. Впрочем, скепсис заказчиков в отношении облачных сервисов характерен не только для России.
Как заявил независимый рыночный эксперт Александр Баринов, примерно так же дело обстоит в Китае: там тоже пока не особо доверяют видеоконференциям через облако. В большинстве развивающихся стран системы ВКС остаются частью корпоративного ИТ-ландшафта. Это происходит еще и потому, что так их проще интегрировать с другими ИТ-системами предприятий, например с системами ERP. Не случайно менеджер по продвижению новых технологий Cisco Максим Репин назвал эффективные инструменты сотрудничества, включая видеосвязь, основой agile-подхода к ведению бизнеса.
Страхи и мнительность
Другая причина прохладного отношения предприятий к облачным сервисам ВКС – это проблема информационной безопасности. По данным исследования OSP Data, почти 53% российских предприятий относят этот фактор к основным препятствиям при переходе на облачную модель. Однако многие эксперты убеждены в том, что такие опасения заказчиков необоснованны и что общение через облачные сервисы ВКС не опаснее разговоров по городской телефонной сети или по сети мобильной связи.
«Облако не “летает” в России. Такая же ситуация в Казахстане, Узбекистане, Азербайджане и других странах СНГ. Препятствия одинаковые – паранойя заказчиков, опасающихся компрометации важных данных, и несовершенство законодательной базы, осложняющее перенос расходов из капитальных в операционные», – говорит ведущий менеджер по продвижению систем ВКС компании «АйПиМатика» Улугбек Каланов.
Баринов считает, что проблемы с безопасностью и качеством облачных сервисов скорее служат некими отговорками для заказчиков, чтобы действовать по старинке, приобретая решения ВКС в собственность.
Тем не менее сам факт существования опасений у заказчиков никем не опровергается, и громкие скандалы с прослушкой важных персон все сильнее разжигают страхи использования публичных сервисов ВКС. Отчасти эти опасения зависят от распределения ответственности за инциденты при использовании разных моделей организации сервисов – частной или публичной. Если разговор начальника подслушают в мобильной телефонной сети, ответственность за инцидент понесет обслуживающий его сотовый оператор. Если то же самое произойдет при использовании облачной ВКС, за все ответит ИТ-директор, ведь именно он принял решение о переходе на облачную модель. В этой ситуации можно и должности лишиться.
Сервис ВКС нынче дорог
Есть еще одна причина, по которой облака все еще остаются на рыночной периферии: их экономическая эффективность неочевидна. Выгода от перехода на облачную модель обычно трудно прогнозируется, сетуют заказчики. Многие также полагают, что стоимость облачных сервисов завышена, а ценообразование непрозрачно. Опустим фантазии о том, какие свои затраты провайдеры закладывают в себестоимость публичных сервисов – эти расчеты все равно останутся тайной за семью печатями. Обратим внимание на то, что в современной корпоративной культуре ВКС не может существовать как изолированная ИТ-система организации. Поэтому продвигать облачную модель только в отношении видео-конференц-связи недостаточно – нужно говорить о полнофункциональном облаке, в котором будут представлены также офисные и другие корпоративные приложения. Тогда на этот облачный пакет спрос будет расти, говорят эксперты.
Несмотря на определенные сложности и скепсис в отношении облачных ВКС среди крупных компаний, продажи публичных сервисов для проведения видеоконференций в мире продолжают расти очень высокими темпами – примерно на 50% в год. Не исключено, что уже в текущем году продажи облачных сервисов видео-конференц-связи сравняются с продажами аппаратных решений, ориентированных на использование по модели on-premise. Специалисты предполагают, что с обычным опозданием на три-пять лет эта тенденция закрепится и в России.
«Видимо, опасения, связанные с безопасностью облачных сервисов, а также дефицит предложений на рынке сейчас перевешивают все экономические преимущества облачной модели (перенос затрат с CAPEX на OPEX, оплата только реально использованных ресурсов, простота масштабирования). Вместе с тем большое число заказчиков (почти 27%) высказываются в пользу гибридного варианта. В этом случае часть ресурсов, как правило наиболее важных, остается в самой компании, а облачные сервисы используются, например, для менее важных задач или для снятия периодически возникающих всплесков нагрузки на корпоративные системы ВКС», – заключил Барсков.