Государственная политика импортозамещения и локализации производства иностранного оборудования может дать мощный толчок развитию отечественных ИТ. А может полностью провалиться из-за неверно выбранных приоритетов и ошибочных подходов к ее реализации. Процесс идет сложно. И перед руководителями ИТ-служб встает вопрос, как строить собственную стратегию развития с применением отечественных технологий.
Какой вам видится правильная стратегия локализации зарубежного сетевого оборудования для отрасли ИКТ?
Во всех известных случаях камнем преткновения на пути к успешной локализации зарубежных телекоммуникационных продуктов на базе совместных предприятий становится спор о правах на программное обеспечение. Между тем именно программные инфраструктурные решения реализуют управление сетями. От них зависит и качество услуг, и безопасность их пользователей. Поэтому при локализации инфраструктурного оборудования для нас принципиально важно обеспечить перенос в Россию не только линий по сборке аппаратных систем, но и компетенций в области программного обеспечения.
Светлана Аппалонова, председатель Совета ассоциации производителей электронной аппаратуры и приборов России, член Межведомственного экспертного совета по присвоению статуса «Телекоммуникационное оборудование российского происхождения» |
Я бы ситуацию с локализацией производства инфраструктурного телекоммуникационного оборудования сформулировала следующим образом. Какой уровень локализации на территории РФ хочет осуществить СП или зарубежная компания (через российскую «дочку») -- это решение самой компании. Но если компания или СП претендуют на господдержку или преференции со стороны государства, которые сейчас разрабатываются, то оборудование такой компании должно получить статус «Телекоммуникационное оборудование российского происхождения». А для этого необходимо соответствие критериям. Среди таких критериев -- структура собственности компании и владение исходными кодами и правами собственности на них в объеме, достаточном для дальнейшего развития и модернизации оборудования на территории РФ.
Что необходимо сделать для развития и поддержки отечественных разработок в этой сфере?
Сейчас очень активно обсуждается введение заградительных таможенных пошлин. Такая мера широко применяется в мире. Достаточно вспомнить, как развивалась автомобильная промышленность в Южной Корее. На начальном этапе, когда страна только начала выпускать свои автомобили, корейские власти установили на импортные автомобили такого же класса пошлину в размере 600%. Я не уверена, что это решение нужно копировать на российском рынке телекоммуникационного оборудования, потому что в итоге оно отразится на потребителях. К тому же это будет противоречить условиям, на которых наша страна вступила в ВТО. Но защитные меры для отечественных разработчиков, естественно, необходимы. Также важно предоставить российским производителям хотя бы равные с зарубежными производителями финансовые условия. В России сейчас нет дешевых длинных денег, зарплаты и налоги выше, чем в странах Юго-Восточной Азии, где сосредоточено основное производство. Значит, нужно сделать для отечественной телекоммуникационной индустрии определенные налоговые послабления и вычеты. Но самое главное – надо начинать с формирования рынка для российских производителей.
Как переключить российских потребителей на отечественные продукты?
Стимулировать такой переход должно наше государство. Необходим сбалансированный комплекс стимулирующих и понуждающих мер. Например, сейчас обсуждается предложение изменить методику определения эффективности управления для компаний с государственным участием и госкорпораций. Пока для любого управленца актуальны задачи повышения эффективности бизнеса и улучшения производственных и финансовых показателей. Они этим и занимаются. Но если эту эффективность оценить в масштабе всего государства, то окажется, что она не способствует развитию нашего рынка и собственного производства и развитию экономики страны в целом. Поэтому необходимо учитывать усилия по импортозамещению в компаниях с госучастием при оценке их эффективности. Надеюсь, такие нормы и требования вскоре будут утверждены правительством России. Это должно быть принято параллельно с активацией режима преференций отечественным производителям при государственных закупках (44ФЗ) и закупках компаний с госучастием (223ФЗ), поскольку это сфера, в которой по условиям нашего вступления в ВТО разрешена господдержка местных производителей.