Сумеют ли участники проекта развития государственной информационной системы здравоохранения обеспечить переход от количественных достижений к качественным, рассказала Елена Бойко, директор департамента ИТ и связи Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Цифровая трансформация затрагивает не только отдельные предприятия, но и целые индустрии. В ходе таких крупных отраслевых проектов формируются уникальные подходы и успешные практики, выявляются серьезные просчеты и ошибки в разработке и управлении. Это бесценный опыт. Он очень важен не только для непосредственных заказчиков и исполнителей отраслевых проектов, но и для широкой аудитории ИТ-специалистов, занятых цифровой трансформацией своих организаций.
«Наша задача – выстроить взаимодействие с экспертным сообществом и вовремя корректировать курс реализуемых мероприятий», Елена Бойко, директор департамента ИТ и связи Министерства здравоохранения Российской Федерации |
Здравоохранение, которое принято считать одной из самых консервативных отраслей, тоже постепенно преображается. Резким толчком к широкому применению информационных технологий в российском здравоохранении стал проект создания Единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ), стартовавший в 2012 году. Хотя выделенных средств было гораздо меньше, чем требовалось на сплошную автоматизацию отрасли и проект охватил далеко не все медицинские организации, в ИТ-инфраструктуру и разработку софта стали активно инвестировать почти все регионы. На федеральном уровне появились регистр нормативно-справочной информации, электронная регистратура, интегрированная электронная медицинская карта и сервис анализа хозяйственной деятельности. Однако качественные изменения в управлении отраслью под влиянием ИТ происходят не так быстро, как хотелось бы. О проблемах развития ЕГИСЗ и необходимости перехода от количественных достижений к качественным в интервью нашему журналу рассказала Елена Бойко, директор департамента ИТ и связи Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Картина в регионах очень пестрая: где густо, где пусто. Какие факторы оказывают определяющее влияние на ситуацию в отрасли? Что помогает успешным регионам и что мешает отстающим?
Понимание участниками – руководителями органов управления здравоохранения, сотрудниками медицинских информационно-аналитических центров, главными врачами, врачами и медицинскими работниками – целей и ожидаемых результатов проводимых мероприятий является основным фактором успешной реализации проектов по информатизации здравоохранения в субъектах. Планы и приоритеты должны быть обозначены и координироваться лицом, ответственным за информатизацию здравоохранения в регионе. Лучших результатов достигли там, где выстроено слаженное межведомственное взаимодействие, а задачи по внедрению информационных систем в сфере здравоохранения реализуются в рамках концепции региональной информатизации.
На начальном этапе создание ЕГИСЗ шло несколько децентрализованно. Поняв, что, если не принять надлежащие меры, неравенство между регионами будет усугубляться, Минздрав совместно с субъектами разработал и утвердил общую дорожную карту, включающую приоритетные мероприятия на три года. Проект удалось сделать единым, организовать движение субъектов в одном направлении так, чтобы к 2018 году все оказались примерно в равных условиях. Сегодня дорожные карты по развитию ЕГИСЗ на 2015-2018 годы подписаны губернаторами 82 регионов России. И это не просто рамочный документ, а серьезные обязательства: со стороны Минздрава – выпустить нормативные документы, а со стороны регионов – провести конкретные мероприятия, выделив на это деньги. К примеру, далеко не во всех субъектах есть региональные медицинские информационные системы, наличие которых только в этом году было обозначено в дорожной карте.
Такая поэтапность создания – это особенность ЕГИСЗ?
Очевидно, что такую глобальную систему, как ЕГИСЗ, невозможно построить в короткие сроки. Она базируется на информации, поставляемой из информационных систем медицинских организаций. Качественная, структурированная информация будет обеспечена, когда в регионах будут функционировать зрелые медицинские информационные системы, использующие единую нормативно-справочную информацию. Поэтому ЕГИСЗ реализуется поэтапно. В 2012-2014 годах – этап «базовой информатизации»: основное внимание было направлено на оснащение медицинских организаций автоматизированными рабочими местами, на создание информационной системы, и параллельно создавались федеральные компоненты. В настоящее время наступил этап «развития», в течение которого необходимо разработать единые форматы информационного обмена, развить функциональность информационных систем, увеличить число их пользователей.
На что сегодня направляются деньги, предназначенные для ЕГИСЗ?
На данном этапе средства федерального бюджета расходуются на развитие федеральных систем, а также на их сопровождение и обеспечение функционирования федерального центра обработки данных.
Многие регионы сетуют, что по завершении программы модернизации финансовый источник иссяк и поддерживать созданные системы не на что.
В первую очередь мы должны расценивать затраты на информатизацию как инвестиции в проект, реализация которого принесет пользу всем участникам сферы здравоохранения: пациентам, врачам и медицинским работникам, органам управления здравоохранением, – обеспечив другой уровень доступности медицинской помощи для пациентов, необходимой и оперативной информации для врачей и качественного управления ресурсами для руководителей. И нужно понимать, что информационные технологии во всех сферах являются катализатором глобальных изменений.
Программа модернизации здравоохранения, финансируемая из федерального бюджета, стала значимым стимулом для внедрения информационной системы в регионах. В настоящее время развитие и сопровождение региональных компонентов действительно финансируются за счет средств фонда обязательного медицинского страхования и из региональных бюджетов. Управление проектами в рамках существующих ограничений – это вопрос приоритетов. Многие субъекты, понимая эффект от информатизации, вкладывают значительные средства в развитие региональных медицинских информационных систем.
Может ли удачный опыт одного региона реплицироваться на другие?
Мы создали портал оперативного взаимодействия участников ЕГИСЗ для публикации информации о лучших проектах и рассматриваем подходы к их реализации с помощью видео-конференц-связи с коллегами из регионов. Например, Хабаровский край недавно рассказывал на телеконференции о демографической информационной системе, Челябинская область – о создании удостоверяющего центра и планах выдачи врачам электронной подписи, Чувашская республика – о своей системе реабилитации пациентов.
Как сделать так, чтобы информатизация российского здравоохранения, несмотря на все существующие ограничения, не оказалась на обочине мировых тенденций?
Мы внимательно следим за рынком инноваций, который развивается стремительно, и стараемся реагировать на его изменения. В России работает много фондов по развитию медицинских ИТ, бизнес тоже инициирует новые разработки. Наша же задача состоит в том, чтобы выстроить взаимодействие с экспертным сообществом и вовремя корректировать курс реализуемых мероприятий. Между тем понятно, что без создания необходимых условий в медицинских организациях говорить о существенных изменениях преждевременно – пока мы находимся на этапе автоматизации рабочих мест врачей и развития базового функционала информационной системы.
Для интеграции региональных медицинских информационных систем с федеральными компонентами нужны форматы выгрузки данных и стандарты обмена, иначе информация будет по-прежнему «вбиваться» вручную. Что сделано в этом напрвлении?
Один из главных приоритетов развития ЕГИСЗ – разработка нормативно-справочной информации, структурированных электронных медицинских документов (СЭМД), которые передаются из МИС в федеральные системы. Сейчас на базе ЦНИИ организации и информатизации здравоохранения (ЦНИИ ОИЗ) создана специальная регламентная служба для разработки единых форматов обмена данными, задача этой службы – разрабатывать и актуализировать нормативную документацию в соответствии с утвержденным планом. В текущем году разработано пять базовых структурированных документов, в формате которых медицинские организации будут выгружать данные в интегрированную электронную медицинскую карту.
Информатизация строится на справочниках и классификаторах. Одни эксперты выступают за использование международных справочников, другие – за создание российских. Будете ли сотрудничать с международными организациями в области стандартизации и использовать их классификаторы?
Этот вопрос будет решаться с привлечением экспертного сообщества.
Нужно создавать свои справочники, часть которых должна быть гармонизирована с международными. В этом плане я возлагаю большие надежды на новую регламентную службу, призванную провести анализ разработок в регионах и объединить результаты.
Федеральные научно-исследовательские медучреждения, которые выпали из отраслевой программы информатизации, будут включены в ЕГИСЗ?
Медицинские информационные системы федеральных учреждений будут интегрироваться с сервисами ЕГИСЗ. Нам придется очень быстро наверстывать упущенное, так как в 2015 году мы приступили к созданию единой телемедицинской системы, которая должна обеспечить связь федеральных и региональных медицинских учреждений, используя федеральные компоненты ЕГИСЗ.
Какие управленческие решения принимаются на основе информации, собираемой в ЕГИСЗ со всей страны? Как Минздрав ее анализирует и какие решения на ее основе принимает?
В настоящее время ЕГИСЗ позволяет вести учет ресурсов в сфере здравоохранения, а также рассчитать некоторые показатели деятельности медицинских организаций. На основе анализа этих показателей профильные департаменты Минздрава могут делать выводы и принимать управленческие решения. По мере наполнения федеральных систем структурированной информацией из медицинских учреждений появятся дополнительные опции для анализа агрегированной информации и принятия решений не только Министерством, но и органами управления здравоохранения регионов.
Как вы считаете, качество информатизации связано с состоянием российского рынка медицинских ИТ?
Конечно, связано. Двигателем прогресса является бизнес, а регулятор создает условия, в первую очередь нормативно-правовое обеспечение, стандарты и требования к качеству информационных систем. Позитивно то, что рынок медицинских ИТ – конкурентный, компании-разработчики видят его перспективность, совершенствуют свои продукты. Что касается региональных медицинских систем, то определены приоритетные направления их развития, и успех здесь напрямую зависит от состояния рынка медицинских ИТ. Надеюсь, для разработчиков данный документ стал неким гарантом того, что потребности заказчиков будут только увеличиваться и необходимо обеспечить качественное развитие внедренных систем. В свою очередь, именно качество софта определяет, насколько быстро МИС станет неотъемлемой частью работы врачей. Есть информационные системы, без которых организации уже не могут работать. И моя мечта и одна из задач нашего проекта – чтобы медицинская система представляла бы такую же ценность для медицинской организации.
Какие важные этапы ЕГИСЗ пройдет в ближайшем будущем?
Это развитие нормативной документации, без которой невозможно создать единое информационное пространство в сфере здравоохранения, разработка новых структурированных электронных медицинских документов, в том числе и для межведомственного взаимодействия. По мере развития системы – наполнение структурированными данными электронной медицинской карты, что обеспечит работу «Личного кабинета пациента» на Едином портале государственных и муниципальных услуг. Сейчас на портале есть два медицинских сервиса: запись к врачу и доступ к данным медицинской карты. Ими могут воспользоваться граждане, которые проходили лечение в медицинских организациях, выгружающих данные в ЕГИСЗ, а наша задача – развить и сделать удобными эти сервисы.
Также планируем усовершенствовать работу федеральной электронной регистратуры, запустив специальный модуль, который позволит пациентам быстрее осуществлять запись на прием к врачу.
Важной составляющей являются разработка и утверждение нормативного документа, легализующего электронные медицинские документы, положения о ЕГИСЗ и документов, определяющих порядки ведения информационных систем – компонентов ЕГИСЗ.
Что вы будете считать вершиной своей карьеры на этом посту?
Главную задачу я вижу в том, чтобы обеспечить создание необходимых для развития ЕГИСЗ нормативных документов и развить единую систему нормативно-справочной информации. Цель – реализовать запланированные электронные сервисы для граждан и разработать серьезную систему поддержки принятия врачебных решений.