Для большинства финансовых директоров информационные технологии становятся все более важным средством поддержки работы бизнеса и управления рисками. Лишь около трети опрошенных Pierre Audoin Consultants финансовых директоров не видят никакого эффекта от внедрения цифровых технологий или считают его незначительным.
Наиболее ценными представляются технологии, позволяющие уменьшить объем ручной работы в рутинной деятельности финансовых подразделений, обеспечить эффективность, скорость и качество выполнения задач. Повсеместный и круглосуточный доступ к данным и финансовым отчетам помогает повысить прозрачность и контролируемость работы бизнеса. Аналитика не только дает информацию об эффективности, но и снижает деловые риски.
Деловое «чутье» и интуиция по-прежнему остаются важными в принятии бизнес-решений, но, подкрепляясь объективными данными, они приобретают дополнительную ценность. Однако качество финансовой информации во многих областях оставляет желать лучшего. Лишь каждый второй финансовый директор может похвастаться тем, что ему легкодоступна финансовая информация.
«При сочетании человеческого опыта и интуиции со скоростью технологий мы получаем отличные результаты. Учитывая многогранность нашего бизнеса, я впечатлен тем уровнем детализации, который предлагает наша команда в весьма сжатые сроки», – говорит Александр Гертнер, финансовый директор IBM в России и СНГ. На его взгляд, вызовом для ИТ-департамента являются обеспечение содержательной интерпретации данных и их агрегация до такого уровня, который будет наиболее удобен для восприятия руководителями и принятия ими решений.
Важным преимуществом для компании должна стать интеграция предиктивной аналитики в процессы финансового департамента. Например, если информация о командировочных расходах будет обрабатываться инструментами бизнес-аналитики, а для дальнейшего рассмотрения и глубокого анализа будут предлагаться только статистические выводы, то работа станет более целенаправленной. По мнению Гертнера, такой подход значительно повысит эффективность команд. По ряду направлений подобная практика уже существует, но есть множество других процессов, в отношении которых наблюдается лишь начальный этап тестирования идей.
«У нас используется достаточно много видов и типов отчетной информации, которая позволяет менеджменту на любой момент времени получить практически любые необходимые данные», – считает Алексей Мирошников, финансовый директор группы компаний «Пионер». По его мнению, в будущем основной упор можно сделать на более четкое структурирование отчетности и вопросы методологии. Следует отметить и необходимость улучшать качество управленческой отчетности по отдельным бизнес-единицам. А скорость подготовки финансовых управленческих отчетов планируется существенно увеличить путем внедрения системы автоматизации бюджетирования.
При этом, по убеждению Мирошникова, углубление интеграции информационных систем и в целом повышение уровня автоматизации бизнеса могут существенно повысить скорость и качество работы. «Я бы направил высвобождаемые ресурсы на углубление анализа бизнеса, принимаемых решений, оптимизацию издержек, улучшение качества методологической поддержки», – говорит он. Это, в свою очередь, позволит повысить качество и оперативность принимаемых решений.
«В целом финансовый департамент удовлетворен предоставляемой отчетностью, хотя ей есть куда развиваться», – признает Вадим Горбунов, ИТ-директор аптечной сети «Ригла». Для более эффективной работы нужны различные срезы аналитической информации, необходим автоматический поиск отклонений и основных резервов. Возможностей для оптимизации здесь предостаточно, а необходимость такой работы обусловлена нынешним состоянием рынка и ожиданием дальнейшего обострения конкуренции.
«Я считаю, что бизнес-инструменты должны быть такими же удобными в использовании, как и пользовательские приложения. Это непростая задача – сочетание графического пользовательского интерфейса со структурной сложностью аналитики и стандартами безопасности предприятия», – продолжает Гертнер. Сегодня ожидания бизнеса стали более высокими, чем прежде. Мы живем в эпоху, когда значительная часть информации находится в открытом доступе, буквально «на кончиках пальцев». Однако в деловом мире такой уровень открытости еще не достигнут.
По словам Гертнера, на написание и получение финансовой документации или отчетности у него уходит менее 10% времени. Таким образом, получается больше времени уделять коллегам во время начального этапа цикла продаж, помогая им снизить финансовые риски, разрабатывая структуру бизнес-кейсов и оказывая финансовое содействие.