В эпоху цифровизации бизнеса во многих компаниях бизнес-решения продолжают приниматься по старинке. Несмотря на очевидный рост мощи аналитических систем, они далеко не всегда находят себе место в управленческих процессах. Как показало исследование, проведенное Epicor, 46% финансовых директоров полагаются на «чутье» и инстинкты в принятии бизнес-решений, поскольку не имеют своевременного доступа к точным внутренним данным компании. Такая практика затрудняет принятие решений и вносит в них ошибки. Недоступность нужной финансовой информации прямо влияет на показатели работы и репутацию финансовых директоров.
Качество финансовой информации во многих областях оставляет желать лучшего. Лишь около половины опрошенных сказали, что для них «хорошо видимы» (то есть легко доступны) финансовая информация и прогнозы, в том числе показатели работы предприятия в целом и отдельных подразделений, показатели по продуктовым линейкам, стоимость сырья и прибыльность по каждому заказчику.
Интуиция и даже эмоции всегда играли важную роль в принятии решений. Однако самые эффективные руководители подкрепляют ими объективные данные, придавая решению дополнительную ценность, а не просто заполняют догадками информационные дыры.
«Прогнозирование необходимо для выживания в нынешних условиях – с этим трудно спорить. Но в условиях избытка данных важно именно качество прогнозирования. При этом крайне важно прогнозировать не столько количественные показатели, сколько качественные переходы между состояниями наблюдаемой системы», – подчеркнул директор Института проблем глобализации Михаил Делягин в рамках IBM Cognos Live Forum.
Когда распался СССР и настала эпоха перемен, появился термин «новая стабильность». Про какой-либо «период трансформации» говорить не приходится – она будет длиться постоянно. И в этом изменяющемся мире важнейшим ресурсом бизнеса становятся данные.
«Данные – новый натуральный ресурс. Мы их научились добывать, но пока не знаем до конца, как их можно использовать. И люди, занимающиеся их обработкой, сейчас во многом являются художниками своего дела», – говорит Александр Гертнер, финансовый директор IBM в Восточной Европе и Африке.
Сейчас крайне необходимо удачно встраивать возможности, порождаемые аналитикой, в стратегические планы. Если до сих пор приходилось слышать жалобы на отсутствие достаточного количества данных для создания адекватных прогнозов, то сегодня чаще сетуют на их избыточность. Избыток данных затрудняет выбор верного прогноза из множества вариантов. Аналитикам приходится отсекать лишнее от больших массивов информации, оставляя только те данные, что могут быть полезны для той или иной стороны работы компании.
При этом настало время смены моделей прогнозирования и его характера.
«За время, которое традиционно тратилось на ежеквартальный сбор данных и взаимодействие между руководством и подразделениями компаний, часто теряется возможность как-то повлиять на ситуацию», – отмечает Гертнер. Необходимо собирать данные постоянно и сразу же анализировать их. У компании должен быть план на любой случай развития событий.
«Главный урок, вынесенный компаниями из 90-х годов, заключается в том, что наибольшую выгоду получает тот, кто нарушает сложившиеся правила игры», – напоминает Делягин. Сейчас возвращаются такие же времена: правила надо постоянно «пробовать на зуб». Текущая ситуация изменила суть конкуренции, создавая дополнительные возможности тем, кто готов предложить что-то новое – не только в России, но и во всем мире.
В конкуренцию вступают те, кто приспосабливаются к изменениям, и те, кто сами инициируют изменения, заставляя окружающих жить в своем мире. И основная борьба ведется не за деньги и не за технологии, а за импульс, который заставляет приспосабливаться всех остальных. Наиболее эффективное использование бизнес-информации может помочь в этой борьбе.