Проникновение цифровых технологий в бизнес стирает привычные границы компаний и даже целых отраслей, расширяя их возможности. Как отметила в своем выступлении на форуме Smart Company 2015 Мария Григорьева, руководитель российской практики Accenture Technology, наблюдается переход к целым цифровым экосистемам. Происходит «объединение необъединяемого» – интеграция предприятий и цифровых платформ, физического и виртуального мира, а также бизнесов самых различных отраслей.
Accenture выделяет пять тенденций. Первая получила название «Интернет имени меня» и заключается в персонификации пользователей. Вторая тенденция – «Экономика результата», когда целью становится продажа не отдельно взятого продукта или услуги, а конечного результата пользователю, заинтересованному в нем. Третья – «Эволюция ИТ-платформ», в ходе которой происходит интеграция самих систем с предприятиями. Четвертая – «Интеллектуальные системы». Тенденция заключается в интеграции устройств, технологий и данных для предложения новых услуг на новых рынках. Наконец, появляется «Новое представление о ресурсах» – устройствах, пользователях и навыках, которыми они обладают. Теперь компаниям приходится думать не только о сотрудниках, но и об их устройствах, а также используемых ими приложениях.
Мы попросили Григорьеву прокомментировать последствия, которые эти тенденции будут иметь для компаний.
Какая из озвученных вами тенденций играет наиболее разрушительную для сложившегося положения вещей роль и почему?
Я бы не сказала, что это исключительно разрушительная роль, ведь в первую очередь речь идет о созидании и прогрессе. Тем не менее к самым значимым изменениям ведет стирание границ между индустриями, когда компании самостоятельно или с помощью партнеров начинают выполнять несвойственные им прежде задачи. Им придется встроиться в развивающиеся экосистемы или организовать свою. Потребность в изменениях ведет к новым идеям, новому взгляду на вещи, технологии и подходы, что только улучшает предложение.
Какие выводы должны сделать компании из наблюдаемых на рынке тенденций, каковы должны быть их действия?
Каждая тенденция имеет свои последствия. Во-первых, следует осознать многомерность среды своих покупателей и возможные многоканальные пути коммуникаций с ними, чтобы быть в нужное время в нужном месте и с нужной информацией. Оценить привычки покупателей, увидеть, что и где им нужно, изменить свои технологии и способы выхода на клиента.
Экономика результата требует от компании почувствовать себя на месте клиента и понять, что ему нужно. Придется «обернуть» продукт или услугу дополнительными «бантиками» или конкретными сервисами, чтобы решить проблему клиента, а не только дать ему инструмент. Для этого надо подобрать технологии и методы, а главное – контролировать, что такая деятельность приносит результат.
Не следует ждать, что кто-то придет и предложит подходящую технологию. Наоборот, нужно продумать, что требуется вам и вашей экосистеме, и самостоятельно развивать необходимые решения или использовать имеющиеся, чтобы максимизировать свои возможности. С этой точки зрения крайне важны облачные технологии как альтернатива приобретения приложений и инфраструктуры. При этом нужно максимально использовать возможности сбора, хранения и обработки данных, для того чтобы делать выводы и применять их на практике.
Наконец, нужно использовать устройства и технологии для повышения навыков персонала с помощью электронных средств обучения на местах, помочь им в выполнении повседневных задач, избавив от рутины. Компаниям следует продумать, как привлечь сотрудников к расширению их возможностей в бизнесе. Например, производителям и дистрибьюторам товаров народного потребления можно привлекать сотрудников к сбору информации о планограммах и ценах в магазинах, контролю качества продукции.
Что будет самым сложным на пути цифровой трансформации компаний?
Найти себя в строящихся экосистемах и не быть раздавленными другими системами. Построить доверительные отношения с партерами по экосистеме, чтобы занять свою нишу в цепочке.
Остальное – уже дело техники, которая развивается быстрыми темпами; надо лишь извлечь из нее то, что нужно компании. Получаемый большой объем данных должен быть правильно запрошен и проанализирован, а на основе анализа требуется сделать выводы и применить их на практике, чтобы оценить результат своих действий.