Начало очередного делового сезона – это повод взглянуть на рынок и оценить произошедшие на нем изменения. Импортозамещение стало главным лозунгом, который разные стороны пытаются использовать в своих интересах. Российские поставщики приподняли голову в поисках новых потенциальных заказчиков, а разработчики заказного ПО, ранее в большей степени ориентировавшиеся на экспорт, с большим удовольствием принимают заказы от российских компаний.
Несмотря на то что теме импортозамещения уже исполнился год, коренных перемен на рынке не произошло. Однако совсем без внимания курс, объявленный правительством, не остался. Компании действительно заинтересовались альтернативами проверенным западным проприетарным решениям – открытым ПО и системами российских производителей, хотя интерес часто и остается теоретическим, поскольку ключевым вопросом остается зрелость отечественных аналогов.
Финансовый фактор
Как подсчитали в IDC, в 2014 году российский рынок интегрированных систем управления предприятием сократил свой объем на 14%, до 921 млн долл. Крупнейшим поставщиком решений осталась компания SAP, однако и российские производители – «1С», «Галактика» и «Монолит Инфо» – чувствовали себя относительно неплохо, заметно усилив свои позиции на рынке. Аналитики отмечают, что инициативы государства в области импортозамещения дают уникальную возможность российским производителям ИТ-решений укрепить позиции в сегменте крупного бизнеса и в отдельных отраслях.
В TAdviser согласны с тем, что интерес заказчиков к отечественному ПО явно возрос. Например, по их оценкам, продажи систем «1С» в 2014 году взлетели на 63%, а в 2015 году могут прибавить еще 10%.
Как ожидается, наиболее востребованными российские продукты будут в нефтегазовой отрасли и машиностроении. Кроме того, с начала 2016 года должен усилиться реальный спрос на них в связи с вступлением в силу федерального закона о преференциях для российского ПО в госсекторе.
Елена Семеновская, руководитель программы исследований программного обеспечения компании IDC: «Российские поставщики признают, что перед ними действительно открываются те двери, которые раньше всегда были закрыты». |
«Крупных изменений на рынке пока нет, закупки импортных ИТ-систем продолжаются. Тем не менее интерес к локальным решениям высок, и их поставщики признают, что перед ними действительно открываются те двери, которые раньше всегда были закрыты», – подчеркивает Елена Семеновская, руководитель программы исследований программного обеспечения компании IDC. Однако заказчикам трудно перестроиться, так как новые решения – это не только новые продукты, но и новые каналы продаж, новые партнеры. Для поставщиков сейчас очень важно выстроить эту цепочку взаимодействия с клиентами, организовать партнерский канал.
Экономические проблемы влияют на выбор отечественных решений, которые стали рассматриваться как более доступные с финансовой точки зрения. Как полагает Семеновская, компании просто выбирают более «скромную» функциональность за более доступную цену, и сейчас именно такой фактор больше определяет их склонность к импортозамещению. И в любом случае импортозамещение становится дополнительным козырем в руках заказчиков, торгующихся с ИТ-поставщиками относительно пересмотра условий контрактов.
«1С» – тоже ERP
Говоря об успехах российских производителей – реальных или мнимых (многие неоднозначно оценивают достигнутые нашими компаниями успехи), – отдельно следует отметить деятельность «1С». Как иронизирует директор компании Борис Нуралиев, раньше многие организации стеснялись использования решений «1С», а теперь назначили менеджеров по импортозамещению и с гордостью делятся своим опытом.
Однако дело не только в политике: ИТ-директора отмечают выпуск все более мощных решений и развитие функционала в сторону полноценной ERP. Одним из ключевых событий стал выход «1С» с продуктом «1С:ERP 2.0» на рынок крупных оборонных предприятий. Показательны ERP-проекты на «Мотовилихинских заводах» и НПО «Аврора», реализуемые с большой старательностью и надеждами. Более того, в командах обоих предприятий есть специалисты, имеющие опыт внедрений западных решений, и они весьма позитивно воспринимают отечественный аналог.
Как отмечает Ольга Резинкина, заместитель главного бухгалтера НПО «Аврора», руководившая проектом, предприятие осознавало определенный риск. Во-первых, нельзя не отметить отсутствие серьезной практики внедрения. Во-вторых, решение находится в процессе развития, и в дальнейшем возможно существенное расхождение в базовом функционале системы и финальной конфигурации, внедренной на предприятии. Тем не менее и на «Мотовилихинских заводах», и в «Авроре» рассчитывают на включение произведенных доработок в базовый функционал системы.
«Когда реализовывается проект внедрения SAP и других западных решений, коллеги сочувствуют и сразу спрашивают “Сколько стоит?”, а также интересуются тем, во сколько обойдется поддержка и кому ее доверить», – говорит Евгений Голубцов, ИТ-директор мясокомбината «Ремит». По его словам, платформа «1С» дала предприятию свободу: на рынке много специалистов по ней, и никто даже не вспоминает о стоимости проекта.
Российским предприятиям нужна гибкость. Однако, к сожалению, у западных решений именно гибкости и не хватает: их гораздо сложнее подстроить под свои потребности.
ERP-проект в «Ремите» был начат в конце 2014 года, и первую очередь системы удалось запустить уже через два месяца. «Санкции сыграли нам на руку: отгрузка продукции выросла на 15%, и в этом велика заслуга новой системы ERP», – резюмирует Голубцов.
«Лучшее» не значит «оптимальное»
Отечественные альтернативы зарубежным решениям существуют не только в сегменте ERP. Можно выделить BI-платформы Prognoz и Deductor, нескольких производителей систем информационной безопасности, поставщиков систем видео-конференц-связи. Более того, в ряде случаев российские решения выигрывают в «чистой» конкурентной борьбе. Например, для «Интер РАО» ITSM-платформа Naumen Service Desk стала более эффективной заменой импортному решению.
Илья Мальков, руководитель практики ECM «Интер РАО – ИТ»: «Мы рассматривали все варианты, кроме “тяжелых” систем, в том числе открытые решения». |
Подразделение «Интер РАО – ИТ» было образовано относительно недавно, оно сопровождает около 130 различных информационных систем. Первыми задачами стали объединение всех сервисов и централизованное оказание услуг.
«Объединение потребовало миграции с одной ITSM-платформы на другую. Было необходимо унифицировать процессы и подходы к предоставлению ИТ-услуг», – отмечает Илья Мальков, руководитель проекта со стороны «Интер РАО – ИТ». Система BMC Remedy, использованная для автоматизации ИТ-процессов до сих пор, была весьма дорогостоящей. К тому же платформа практически не развивалась, а процесс внесения изменений в нее был не только затратным, но и длительным.
В целом, согласно стратегии «Интер РАО», при выборе ИТ-решений рассматриваются платформы, имеющие достаточную практику внедрения, существенное число специалистов на рынке и невысокую стоимость воспитания собственных экспертов. При этом отдается предпочтение системам с широкими возможностями настройки без программирования, а «лучшие в классе» решения практически не имеют шансов, если только не обеспечивают уникальных возможностей.
«Почему Naumen? Оптимальная стоимость владения, разработчик и интегратор в одном лице, решение может масштабироваться и работать на открытых операционных системах и СУБД», – перечисляет Мальков. Реализация проекта позволила добиться значительной денежной экономии, особенно с учетом необходимости развития и масштабирования системы. На данный момент решение работает на базе ОС Linux и СУБД Oracle, но в ближайшее время планируется его миграция на СУБД PostgreSQL.
Open Source: только экономика, и никакой политики
Мировые лидеры создавали свои продукты в конкурентной среде и тратили на них огромные ресурсы. Безусловно, в короткие сроки никто не сможет ликвидировать получившийся технологический разрыв и вывести на рынок качественные продукты. Зато вполне реально снизить зависимость от западного лицензионного ПО за счет применения открытых платформ.
Дмитрий Метлин, ИТ-директор Mango Office: «Какой-либо политики в отношении импортозамещения у нас не существует. Мы всегда ориентируемся на целесообразность». |
«Импортозамещение в России сейчас тесно переплетается с открытыми технологиями. Разработка ПО в нашем государстве никогда не была приоритетом, и для устранения зависимости от импорта приходится ориентироваться именно на открытые решения», – считает Дмитрий Метлин, ИТ-директор Mango Office.
Правда, как отмечает Метлин, большого ажиотажа по замене систем пока не наблюдается и в ближайшее время громких новостей ждать не стоит.
Любое изменение должно быть обоснованным, и руководство компаний гораздо лучше понимает обоснование, выраженное в деньгах. Если у компании есть желание сэкономить, это будет самым веским аргументом. Все остальное относится к вопросам работы с рисками. Здесь многое зависит от позиции первого лица компании.
Однако важно отметить, что у настоящих профессионалов всегда есть желание выполнить работу не только дешевле, но и лучше.
«В нашей компании ни в оборудовании, ни в ПО серьезной зависимости от импорта нет. По большей части мы используем решения собственной разработки на открытых платформах. Единственный нюанс – телефонные платы вполне конкретного поставщика», – говорит Метлин. Недавно компания объявила о миграции с коммерческой СУБД на PostgreSQL, что стало важным шагом с точки зрения независимости, хотя мотивы у этого проекта были сугубо экономические – в ближайшие четыре года сэкономить около 5 млн долл.
Что касается оборудования, то компания не работает с крупными поставщиками. Mango Office создал внутреннее облако на базе множества стандартных серверов проверенного производителя. Подобная тенденция к упрощению архитектуры сейчас наблюдается повсеместно.
«Какой-либо политики в отношении импортозамещения у нас не существует. Мы всегда ориентируемся на целесообразность», – продолжает Метлин. Технические задачи могут решаться как импортными или отечественными (в том числе закрытыми) инструментами, так и открытым ПО. Главным критерием является скорость разработки программных продуктов, и именно в соответствии с ним подбираются ИТ-решения. Предпочтения специалистов – лишь второй по важности приоритет.
Разумеется, экономические доводы со счетов сбрасывать нельзя. Помимо стоимости лицензий, есть еще стоимость поддержки. При использовании открытых платформ достигается ощутимое снижение стоимости владения, да и собственная поддержка зачастую работает гораздо оперативнее.
Отдельный вопрос – масштабирование, которое осуществляется без каких-либо оглядок на поставщиков: ожидаемый рост клиентской базы не должен быть связан с закупкой лицензий. Не случайно ИТ-гиганты избегают зависимости от поставщиков закрытых решений и работают с открытыми инструментами. Более того, они привносят в платформы свои изменения и публикуют их.
«Важнейшая составляющая в ИТ – люди, и чем сложнее задача, тем требования к ним выше. Для работы с открытым ПО требуются очень квалифицированные кадры», – признает Метлин.
С переходом на PostgreSQL в компании не только появились несколько новых специалистов, но и укрепилась атмосфера открытого ПО, повлиявшая на имидж компании в среде разработчиков. В результате поиск специалистов заметно ускорился, в том числе и по другим направлениям.
Программа-минимум: инсорсинг
Многие компании, даже используя западные ERP, не очень-то зависят от вендора, развивая собственные практики и не пользуясь его технической поддержкой.
«На любом новом проекте мы обязательно используем консалтинг – помощь со стороны компаний, способных привнести свой опыт и знания, а дальнейшую поддержку организуем собственными силами», – говорит Александр Любимов, ИТ-директор компании «Волма», занимающейся производством и дистрибуцией строительных материалов.
В ходе ERP-проекта партнером выступила компания Softline, и за год внедрения специалисты предприятия, участвовавшие в рабочих группах, освоили функционал, прошли обучение. Это позволило и дальше поддерживать систему собственными силами.
Специалисты первой линии поддержки разбирают инциденты. Если инцидент требует подключения специалиста по функциональности, запрос переводится на следующий уровень. Если и там его решить не удается, проблема направляется в компании, осуществляющие лицензионную поддержку, – ALPE Consulting и Masterdata.
Ужесточение санкционного противостояния маловероятно, но в любом случае нужна или собственная команда, или локальная компания, способная оказывать техническую поддержку. В частности, необходим грамотный специалист по базису системы. Переход на местную техническую поддержку также минимизирует влияние внешних факторов. Кроме того, предприняты определенные системные действия, не позволяющие влиять извне на работоспособность системы.
Если же рассматривать долгосрочную перспективу – 2020 год и далее, необходимо отслеживать рынок ERP-систем.
С отложенным эффектом
Отечественные бизнес-приложения порой могут конкурировать с продуктами крупных западных поставщиков и даже иногда их теснят.
Тем не менее мгновенных перемен на ИТ-рынке в связи с импортозамещением ждать не приходится – замену уже внедренных зарубежных продуктов на российские аналоги не предлагали даже самые горячие головы. В первую очередь речь идет о новых проектах, а возможности компаний по инвестированию в ИТ снизились. Поэтому, не рискуя ошибиться, можно предположить, что процесс пойдет нарастающими темпами, но сильно затянется во времени.