Неуклонный рост расходов, связанных со старением населения, а также расходов непосредственно на здравоохранение вынуждает бороться за повышение эффективности управления и качества медицинских услуг, в том числе и с помощью информационных технологий. В то же время текущая ситуация в нашей экономике заставляет еще более пристально рассмотреть мотивацию внедрения комплексных медицинских информационных систем. В нынешних условиях ответ на вопрос «Зачем это нужно?» должен быть предельно четким, а аргументы в пользу выделения средств на внедрение этих систем — очень весомыми и понятными не только руководителю медицинской организации, но и менеджерам здравоохранения и регулятору.
Чтобы придать таким аргументам необходимый вес, полезно изучить мотивы запуска проектов комплексной автоматизации в зарубежных клиниках и сравнить их с мотивацией российских медицинских организаций. Понимание мотивов не только помогает принимать взвешенные решения о выборе тех или иных подходов к информатизации, ИТ-инструментов и технологий управления проектом внедрения, но и повышает шансы на успех сложных проектов и существенно снижает риски отказа от внедрения комплексных систем. Представляется, что задачи, стоящие перед российским здравоохранением, требуют ERP-подхода (Enterprise Resource Planning, ERP) к их решению.
На уровне источника
При разумном использовании ИТ можно не только повысить доступность и качество медицинской помощи, обеспечить преемственность ее оказания, но и значительно сократить расходы на лечение пациентов, уменьшив число врачебных ошибок и увеличив производительность врача. Например, системы класса ERP способны обеспечить клиникам ряд преимуществ, но только если проекты внедрения реализуются осознанно, считают сотрудники Университета Квебека в Монреале, авторы исследования «Мотивы, лежащие в основе принятия решения о внедрении ERP-систем в организациях здравоохранения: исследование онлайн пресс-релизов», опубликованного журналом Information Systems Frontiers. Термин ERP подразумевает охват всех процессов внутри медицинской организации, включая основные медицинские процессы, вспомогательные процессы и процессы финансово-хозяйственной деятельности.
Почему ERP? Во-первых, ERP может обеспечить не только автоматизацию функций отдельных исполнителей, но и автоматизацию процессов на уровне лечебных учреждений, а без этого невозможно получить достоверные и качественные данные для регионального и федерального уровня управления. К примеру, достоверности сведений о кадровых ресурсах в регистре медицинских и фармацевтических работников на региональном и федеральном уровне можно добиться, только если автоматизировать процессы на уровне источника получения этих данных — кадровых служб медицинской организации. Но эту задачу нельзя решить путем прямого ввода данных в регистр оператором.
Во-вторых, ERP позволяет увязать финансы, ресурсы (материальные и трудовые) и качество оказания медицинской помощи для согласованного управления ими. Пока эта задача не решена на уровне медицинской организации, трудно говорить об управлении отраслью на региональном и федеральном уровне.
Поставщики промышленных ERP-систем, такие как SAP, Oracle и «1С», включают модули медицинских информационных систем в состав своих решений.
Мотивация Запада
И на Западе, и в России сформировались два класса комплексных систем для здравоохранения. Первый класс — системы, создававшиеся для промышленных отраслей и имеющие в своем составе универсальные ERP-модули. Госпитальные модули разрабатывались для этих систем или приобретались у других производителей позже. Второй класс — системы, которые изначально создавались для клинических целей, для автоматизации основных процессов оказания медицинской помощи, но имеют в своем составе и модули автоматизации финансово-хозяйственной деятельности. По данным исследователей из Университета Квебека, лидерами по количеству проектов внедрения комплексных медицинских систем уровня ERP (больше 70%) являются системы первого класса (SAP и Oracle), оставшиеся 30% рынка занимают системы второго класса, представленные компаниями Cerner, McKesson, HLTH и другими.
Все мотивы внедрения ERP-систем укрупненно можно разделить на три типа: бизнес-подход, медицинский подход и институциональный. В табл. 1 приведены результаты исследования подходов к принятию решения о внедрения ERP-систем по 180 пресс-релизам. Очевидно, что организации, принявшие решения по бизнес-мотивам, в основном внедряют программное обеспечение ведущих производителей ERP-систем SAP и Oracle, а организации, принявшие решения по медицинским мотивам, внедряют системы с медицинскими корнями. Любопытны результаты более детального анализа самой большой группы с институциональным подходом, когда не обнаруживается каких-либо ярко выраженных типов факторов для принятия решения о внедрения ERP (см. табл. 2). В группе организаций с институциональным подходом выявлено значительное преобладание числа внедряемых модулей автоматизации финансово-хозяйственной деятельности над модулями МИС.
Российский выбор
Исследований мотивов внедрения комплексных систем в медицинских организациях на российском рынке не проводилось, да в них и не было нужды, так как массовая информатизация началась с запуска проекта Единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ). Очевидно, что в России при принятии решения о внедрении МИС в секторе государственного здравоохранения превалируют институциональные мотивы — выполнение требований федеральных и региональных органов управления здравоохранением. Cервисы и системы спускаются «сверху». Финансирование информатизации государственных лечебно-профилактических учреждений производится через учредителя, самостоятельность организации в выборе системы сейчас, как правило, ограничена. Поскольку не уделяется должного внимания автоматизации процессов на уровне медицинской организации, страдает качество данных на всех уровнях управления: сохраняется двойной ввод информации, данные быстро устаревают, а пользователи сопротивляются информатизации, не видя в ней никакой пользы для себя.
Большинство учрежденческих систем, внедряемых в масштабах регионов, имеют медицинские корни, они изначально создавались для автоматизации основного процесса лечебно-профилактических учреждений и вряд ли могут претендовать на звание системы класса ERP. (За исключением медицинской системы на платформе SAP, которая внедрена в Тюменской области и имеет соответствующий потенциал. — Прим. ред.)
К немецкому порядку
В Германии существенным фактором, повлиявшим на внедрение ERPсистем в здравоохранении, стало использование системы ценообразования на медицинские услуги, основанной на диагностически связанных группах пациентов (diagnosis related groups, DRG) в качестве основы для возмещения расходов в больницах. Введение оплаты на основе DRG заставило клиники внедрять более сложные системы или вкладывать средства в обновление госпитальных информационных систем, в том числе в программное обеспечение для расчета и контроля стоимости лечения.
Введение системы оплаты стационарной помощи на основе DRG побуждает руководство больниц оптимизировать существующие системы учета затрат. Ведь без качественных учетных данных крайне сложно оценить, возможно ли оказывать медицинскую помощь с расходами, укладывающимися в ставку оплаты, рентабельна ли работа клиники или она несет убытки по каким-то определенным DRG. Без необходимых данных невозможно определить затратообразующие факторы и стоимость используемых ресурсов. Система учета затрат подразумевает определение центров и категорий затрат, а также использование метода распределения затрат по законченным случаям.
Российское здравоохранение сегодня тоже переходит на оплату по клинико-статистическим группам (КСГ — отечественный аналог DRG). Несмотря на финансовые ограничения, обусловленные кризисом, правительство Российской Федерации намерено полностью обеспечивать госгарантии бесплатной медицинской помощи и принимать меры по повышению эффективности использования ресурсов. При этом Фонд обязательного медицинского страхования становится основным источником финансирования медицинской помощи.
В разработанном Минздравом совместно с ФОМС документе «Способы оплаты медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий на основе групп заболеваний, в том числе клинико-статистических групп болезней (КСГ)» предложена модель финансового обеспечения стационарной медицинской помощи, основанная на объединении стандартов медицинской помощи в группы заболеваний. А это значит, что очень скоро региональным органам управления здравоохранением, фондам ОМС и главным врачам потребуется обоснование тарифов и расчет себестоимости медицинской помощи для каждого пролеченного пациента.
Классификация модулей медицинской ERP
1. Финансово-хозяйственные системы (administrative systems):
a) бухгалтерский учет (accounting),
b) управление кадрами (human resources),
c) управление материальными ресурсами (material management),
d) расчет себестоимости медицинской помощи (disease costing).
2. Информационные системы для вспомогательных служб и параклиники (clinical support systems):
a) больничная аптека (pharmacy),
b) диетическое питание (diet and kitchen),
c) лабораторная информационная система (ЛИС) (laboratory),
d) радиологическая информационная система (РИС) (radiology),
e) система архивирования и передачи медицинских изображений (picture archiving and communication system, PACS).
3. Медицинские информационные системы (clinical information systems):
a) администрирование потоков пациентов (patient administration, admit discharge and transfer, ADT),
b) биллинг — система взаиморасчетов за оказанную медицинскую помощь (billing and insurance systems),
c) электронная медицинская карта, ЭМК (electronic medical record, EMR),
d) система поддержки принятия решений (data warehouse decision support system, DSS),
e) системы наблюдения за пациентом — программное обеспечение, которое используется для получения и обработки информации от медицинского оборудования (patient management systems).
Источник: «Мотивы, лежащие в основе принятия решения о внедрении ERP-систем в организациях здравоохранения: исследование онлайн пресс-релизов», Information Systems Frontiers, 2012 год
Клиника плюс экономика
Мониторинг себестоимости оказываемой медицинской помощи и калькуляции затрат — крайне актуальная задача как для российских, так и для западных клиник. Система оплаты стационарной помощи на основе DRG подразумевает четыре основных компонента:
1) систему классификации пролеченных случаев, которая используется для группировки случаев по взаимоисключающим категориям (группам);
2) систему учета затрат стационара, необходимую для определения относительной стоимости каждой категории (группы), которая, как правило, рассчитывается исходя из стоимости лечения «среднего» пациента в данной конкретной категории;
3) экономические параметры, включающие расчет «базовой» ставки, которая представляет собой стоимость среднего по системе случая и используется для последующего расчета стоимости пролеченного случая, исходя из относительной стоимости группы, а также поправочных коэффициентов, учитывающих различия в структурных и иных факторах;
4) систему управления, включающую информационную систему, порядок выставления счетов и отчетности, а также систему мониторинга и оценки.
Себестоимость расcчитывается на основе сбора оперативных данных из МИС, систем вспомогательных и параклинических служб и из других финансовых блоков. Это требует полной и бесшовной интеграции всех оперативных процессов внутри медицинской организации — как основных клинических, так и финансово-управленческих.
Необходимость качественного учета затрат на оказание медицинской помощи в России вынудит главных врачей перейти от чисто «бухгалтерских» задач, которые уже неплохо автоматизированы, к экономическим задачам, финансовому управлению и управлению себестоимостью медицинской помощи. А для этого понадобятся ERP, включающие и модули МИС, и модули автоматизации финансово-хозяйственного управления.
Создание комплексной системы из продуктов различных производителей несет в себе высокий уровень технологических и организационных рисков. В странах Западной Европы и Северной Америки такой подход не распространен, так что наличие двух смежных систем различных разработчиков часто становится поводом для внедрения единой системы ERP (технологический мотив).
Полноценных тиражных систем учета затрат и расчета себестоимости медицинской помощи на российском рынке нет. Даже «1С» не имеет законченного решения по расчету себестоимости медицинской помощи, но обладает потенциалом для решения таких задач, поскольку у нее есть и финансово-хозяйственные модули, и линейка решений «1С: Медицина».
Два в одном: качество и эффективность
Перемены, происходящие сегодня в системе здравоохранения, требуют сделать акцент на экономических задачах, на управлении ресурсами и себестоимостью. Руководители медицинских организаций уже начинают понимать необходимость комплексной автоматизации и применения процессного подхода, который объединяет процессы управления лечебно-диагностической и финансово-хозяйственной деятельностью. Но потребность в системах ERP для решения этих задач еще не осознана.
Считается, что внедрение ERP влечет за собой крупные финансовые вложения и высокие риски проекта, так как под комплексным решением часто понимается монолитное решение, которое тяжело внедрять по частям. Однако современный подход подразумевает модульность, причем модули уже интегрированы вендором между собой, выполнены на единой платформе и вместе составляют законченный комплекс. Запуск ERP по модулям не сложнее внедрения продуктов аналогичного назначения от различных производителей, но в итоге внедрения такого проекта сформируется инструмент для решения двух ключевых задач управления медицинской организацией: управления качеством оказания медицинской помощи и управления экономической эффективностью. Именно для этого и нужны ERP в медицине.
Алексей Гайдуков — руководитель разработки решений для здравоохранения, компания «1С», gaya@1c.ru;
Дарья Грибова — специалист по решениям для здравоохранения, компания «1С», grid@1c.ru.