Бизнес и технологии

Большие Данные пришли в Россию

Уровень зрелости российского рынка Больших Данных за последний год заметно повысился. Крупные компании, опрошенные СNews Analytics и Oracle, показали высокую степень осведомленности об этих технологиях, а также сложившееся понимание потенциала подобных решений для своего бизнеса.

Готовность к проектам Больших Данных растет в разных отраслях. Более трети опрошенных компаний приступили к работе с технологиями Больших Данных, причем 20% из этого числа уже используют такие решения, а 17% начинают экспериментировать с ними. Еще 36% респондентов в настоящий момент рассматривают такую возможность.

 

Более четверти компаний воспринимают феномен Больших Данных скорее как концепцию, нежели как просто технологии. Они согласны с тем, что, помимо технологий, он включает подходы, методики и т. д. В то же время 14% по-прежнему ставят знак равенства между Big Data и Hadoop.

Основными потребителями технологий Больших Данных в России являются банки (24 из 43 опрошенных) и телеком (8 из 12). В меньшей степени их используют или готовы использовать в ТЭК, транспортной отрасли, ретейле и промышленности.

В настоящее время продолжается накопление объемов данных до «уровня Big Data». 44% опрошенных сталкиваются в своей деятельности с объемами данных не более 100 Тбайт, при том что все они представляют крупный российский бизнес. Эту группу составляют, в частности, более половины промышленных предприятий, 15 из 43 банков, 7 из 14 предприятий энергетики и ЖКХ и 6 из 9 розничных компаний. Еще примерно треть респондентов находятся в настоящий момент в диапазоне 100–500 Тбайт. Лишь 13% уже оперируют объемами свыше 500 Тбайт. К ним относятся 7 из 43 опрошенных банков, и 5 из 12 компаний телекома.

Как подчеркивают аналитики, дальнейший успех Больших Данных в России будет зависеть от уже известного ряда факторов: наличия подготовленного персонала, объема накопленных данных, готовности к адаптации технологий и процессов у заказчиков, а также адекватных запросам заказчиков предложений.

ИТ-бюджеты

Средний рост ИТ-бюджетов в 2015 году превысит 6%

Компании ожидают увеличения ИТ-бюджетов в нынешнем году. Однако, хотя затраты в ключевых направлениях вырастут, ИТ-директора «купились» далеко не на все модные тенденции.

Как показал опрос Tech Poll, ИТ-бюджеты не просто увеличились: их рост стал самым большим за последние шесть лет. 53% ИТ-директоров планируют увеличение своих бюджетов, которое в среднем составит 6,2%.

ИТого за апрель

Наибольший рост коснется расходов на бизнес-аналитику и облачные решения. Тем не менее разрыв между шестью наиболее популярными направлениями практически отсутствует. В нижней же части рейтинга оказались технология SDN, решения open source и системы управления цепочками поставок.

Несмотря на все дискуссии о пользе DevOps — подхода, подразумевающего большее сотрудничество между разработчиками и остальными подразделениями, компании продолжают придерживаться традиционных методик и не планируют инвестировать в реорганизацию этих процессов. Лишь 18% ИТ-директоров используют в работе принципы DevOps.

Управление

К 2016 году подход DevOps будет применяться в четверти компаний

Методология разработки ПО DevOps, основанная на сотрудничестве и интеграции между подразделениями разработки и эксплуатации, получает все большее распространение. По оценкам Gartner, к началу следующего года ее будут придерживаться около 25% компаний.

Философия DevOps зародилась у крупных облачных провайдеров и была нацелена на то, чтобы повысить гибкость предоставления сервисов посредством взаимодействия команд по разработке и поддержке приложений. Сейчас она находит все больше сторонников среди «обычных» компаний. Как это часто случается, одна из самых больших проблем кроется в изменении корпоративной культуры — ее трудно изменить безболезненно и быстро. Кроме того, подход DevOps, хотя и фокусируется на взаимодействии людей и на корпоративной культуре, требует и специфических инструментов поддержки процессов. В 2015 году рынок таких систем составил 2,3 млрд долл.

От руководителей требуют антикризисных компетенций

По данным HeadHunter, число вакансий для руководителей в феврале выросло на 9% по сравнению с прошлым месяцем. Эксперты кадрового агентства «Юнити» отмечают, что вместе с повышением спроса скорректировались и требования к кандидатам. Так, при оценке топ-менеджеров работодатели стали чаще делать акцент на навыках оценки эффективности результатов, планирования рисков и грамотного распределения ресурсов.

Требования работодателей отражают процессы, происходящие в организации. И новые требования говорят о том, что компании приспосабливаются к ситуации, внедряя меры по оптимизации затрат и повышению эффективности бизнеса.

Как отдельную тенденцию можно выделить спрос на кандидатов, обладающих навыками управления конфликтами. Эта компетенция, по мнению работодателей, определяет успешность руководителя в поиске направления для развития компании. Эффективный управленец должен уметь правильно «конфликтовать», одновременно ориентируясь на поиск общего решения. Такое объединение дает возможность вырабатывать стратегию и тактику адаптации к новой ситуации. Тем не менее новые критерии лишь скорректировали портрет эффективного управленца, но не поменяли его значительно. Несмотря на ситуацию, миссия менеджера заключается в достижении успехов коллектива в долгосрочной перспективе. Однако перечень компетенций, которые составляют понятие эффективного управленца, постепенно трансформируется. Новый портрет показывает, что бизнес готовится к непростому этапу выживания в новых условиях, но понимает, что данная ситуация может стать отправной точкой для очередного рывка.

Техника безопасности

Число утечек данных из российских компаний растет

По сравнению с прошлым годом число утечек информации в мире выросло на 22%, а в России — на 73%. По данным отчета, опубликованного InfoWatch, лишь в четверти случаев утечка информации происходила в результате хакерской активности (таргетированной атаки, фишинга, взлома веб-ресурса). В большинстве же случаев информация утекала по вине внутреннего нарушителя — как правило, рядового сотрудника (бывшего или нынешнего). Однако если в результате внутренних атак было скомпрометировано 350 млн персональных данных (0,34 млн на утечку), то итогом внешнего воздействия стала компрометация 410 млн записей (1,16 млн на утечку). Таким образом, хакерские атаки, хотя и происходили реже внутренних, наносили компаниям больший ущерб.

От массированных атак в 2014 году часто страдали банки, где сосредоточена информация о счетах физических лиц, реквизитах пластиковых карт и прочие «ликвидные» данные. За теми же типами данных хакеры охотились, похищая информацию с терминалов оплаты сетевых ретейлеров. Атакам подверглись крупные интернет-сервисы, транспортные компании, государственные структуры. Поскольку российская картина утечек информации все больше приближается к американской, в ближайшем будущем можно ожидать таких же крупномасштабных атак на отечественные интернет-сервисы.

Доля случайных утечек увеличилась с 40 до 50%, а доля умышленных утечек, соответственно, уменьшилась. Такое перераспределение происходит вследствие распространения средств защиты информации (в том числе DLP-решений). Случайных утечек фиксируется все больше, а фиксация злонамеренных утечек требует использования более дорогих средств противодействия.

Среди тенденций 2014 года аналитики InfoWatch выделяют большое количество «мегаутечек» объемом свыше 10 млн записей персональных данных. В результате 14 из них скомпрометировали почти 90% всего объема утекших персональных данных.

Также большое распространение получили мошенничества, известные как кража личности. Чуть ли не три четверти утечек персональных данных связаны с «кражей личности»: похищенная информация использовалась в мошеннических схемах, преступники оформляли на чужие данные кредиты и налоговые вычеты.

В прошлом году доля государственных компаний, из которых утекала информация, сократилась практически вдвое, однако при этом выросла доля коммерческих организаций, пострадавших от таких инцидентов. Чаще всего утечки фиксировались в медицине, а реже всего — в муниципальных учреждениях. По объему скомпрометированных записей пальму первенства удерживает банковская вертикаль — 41%.

Управление

Эксперт по Большим Данным

Исследовательский центр портала Superjob изучил предложения работодателей на позицию «аналитик Big Data». Результаты опроса работодателей свидетельствуют о том, что специалисты по обработке Больших Данных работают в 6% компаний.

Основной спрос на аналитиков Big Data формируют ИТ-компании, телеком-операторы, банки и крупные розничные сети. В своих комментариях представители крупных компаний отмечали, что аналитика Больших Данных является важным направлением бизнеса. Зачастую это направление расценивается как стратегическое и контролируется непосредственно первыми лицами компаний.

Специалисты по подбору персонала отмечают сложности в подборе аналитиков Больших Данных, обусловленные дефицитом квалифицированных кадров и отсутствием критериев по оценке компетенций. Приходится проводить многоступенчатый отбор с несколькими этапами интервьюирования и тестами, проверяющими аналитические способности. В результате очень большое число кандидатов отсеивается. Разумеется, компании весьма заинтересованы в уже состоявшихся специалистах, реализовавших успешные проекты, однако их на рынке практически нет.

Проблемы с поиском кадров усугубляются из-за отсутствия общепринятого названия должности специалистов, занимающихся анализом Больших Данных, и перечня стандартных должностных обязанностей. Вакансии, подразумевающие работу с Большими Данными, могут носить совершенно различные названия — например, аналитик big data, математик-программист, менеджер по анализу систем, архитектор big data, бизнес-аналитик, BI-аналитик, информационный аналитик, специалист Data Mining, инженер по машинному обучению.

 

В целом специалистов по работе с Большими Данными можно разделить на два направления: инженеры, отвечающие в основном за хранение, преобразование данных и быстрый доступ к ним, и аналитики, в чьи задачи входят собственно анализ, выявление взаимосвязей и построение моделей.

На должность начинающего аналитика Больших Данных могут претендовать кандидаты с высшим образованием в области математики и математической статистики. От них требуется знание методов математической статистики, алгоритмов анализа данных и математического моделирования, современных технологий обработки Больших Данных, основ реляционных СУБД и языка SQL. Стартовый оклад аналитика Больших Данных в Москве составляет от 70 до 80 тыс. руб.

Рассчитывать на более высокий оклад могут претенденты, отработавшие в этой должности более года. От них ждут отличных аналитических навыков и способности видеть новые пути решения задач. Им необходимы глубокие знания методов статистического анализа данных и построения математических моделей и владение статистическими инструментами IBM SPSS, R, Matlab, SAS Data Miner, Tableau. Работодатели заинтересованы в специалистах с опытом выявления зависимостей и закономерностей в больших массивах данных и работы с инструментами визуализации. Компании обещают таким кандидатам доход около 100 тыс. руб.

Требования к кандидатам на более высокую зарплату предусматривают стаж работы более двух лет, знание скриптовых языков программирования (Python, Ruby, Perl) и методов машинного обучения. Также от них требуется опыт использования таких инструментов, как Hadoop и Google Big Table. Зарплаты специалистов подобного уровня в Москве достигают 140 тыс. руб.

На максимальный доход могут рассчитывать эксперты, работающие аналитиком Больших Данных более трех лет и имеющие опыт построения коммерчески успешных сложных моделей поведения целевой аудитории с помощью инструментов Data Mining. Возможными пожеланиями могут быть наличие научных публикаций в этой области и опыт внедрения систем по работе с Большими Данными. Зарплатный максимум для аналитиков Больших Данных составляет 250 тыс. руб.