В реальном мире менеджмент трудно отделить от лидерства, однако необходимы и тот и другой набор навыков. Понимать различия между этими двумя организационными ролями необходимо компаниям, стремящимся развиваться в цифровую эпоху. Не имея такого понимания, в организациях нередко ставят лидеров на менеджерские позиции, а отличных менеджеров — на посты лидеров, что ведет к провалам.
Если вы ИТ-руководитель, которому надо решить, кого продвинуть на менеджерскую должность, или ИТ-специалист, стремящийся сделать все возможное, чтобы стать и лидером, и менеджером, важно разобраться, чем различаются два этих набора навыков.
Человеческий фактор
Независимо от того, лидер вы или менеджер, вам предстоит полагаться на других людей, с которыми вместе вы будете идти к общей цели. Старые командно-административные методы управления в мире ИТ отмирают, поскольку во многих случаях технологии выровняли игровое поле, оставив только человеческий фактор.
«После того как вы довели ваши пользовательские интерфейсы до совершенства и выжали максимум операционной эффективности из процессов, что еще остается? — спрашивает Раджат Паариа, основатель и директор по продуктам компании Bunchball, специализирующейся на геймификации. — В вашем распоряжении — подчиненные. У вас есть возможность заинтересовать их в том, чтобы быть продуктивными и целеустремленными. Умные компании, в которых практикуют мотивацию персонала, неизменно получают высокие бизнес-результаты».
В последние годы в компаниях стараются получать все больше с меньшими кадровыми ресурсами, а значит, для поддержания конкурентоспособности нужна максимальная отдача от людей, с которыми вы работаете. Но если просто пытаться заставлять их работать быстрее и усерднее, желаемых результатов не будет. Обычно лучший способ вдохновить других — личный пример.
Характеристики эффективного менеджера
Способность управлять людьми — навык, необходимый для карьеры в мире ИТ, но применять этот навык лучше для контроля над задачами, которые сам умеешь хорошо решать. Задача менеджмента — структурирование, выполнение повседневных функций, благодаря которым компания движется в верном направлении.
Управлять людьми означает проводить в жизнь линию компании, вовремя и в рамках бюджета делать то, что от вас ждут, координировать ресурсы и планировать. Эксперты сходятся во мнении, что есть много общего между лидерством и менеджментом, но при этом выделяют в отдельную группу навыки и черты, необходимые успешному менеджеру:
• ответственность за проект;
• развитие команды/персонала;
• делегирование/разделение труда;
• решение проблем;
• способность эффективно доносить информацию до людей;
• последовательность;
• честность;
• управление изменениями.
В ИТ-отделе менеджеры координируют людей, проекты, отношения (и не только), но что происходит, когда вы поднимаетесь на новый уровень и от вас ждут, что теперь вы станете дальновидным лидером? Многие не справляются, поскольку, как говорит Памела Ракер, председатель Women's Executive Council, «то, благодаря чему вы пришли к власти, не поможет вам остаться у власти».
Одна из главных проблем, с которыми сталкиваются менеджеры, особенно в технологическом мире, — это высокие темпы перемен. Область приложения усилий менеджера должна меняться вместе с потребностями и задачами ИТ-департамента. Соответствующие навыки необходимы и важны, но лидерство — это нечто иное.
Навыки лучших лидеров
Если вы хотите подняться на самый верх карьерной лестницы, нужно развить в себе лидерские навыки. Лидерство — это выстраивание моста в будущее по вашим замыслам и предоставление возможности подчиненным максимально раскрыть свой потенциал, что, в свою очередь, позволит привести компанию к успеху. И это касается не только руководителей высшего ранга. Любой может проявить лидерские качества. Вот какие черты лидерства перечисляют эксперты:
• стратегическое/концептуальное планирование;
• превосходные навыки налаживания контактов;
• способность быть хорошим слушателем;
• сочувствие;
• мотивационные навыки;
• саморазвитие в роли лидера;
• способность влиять на людей, убеждать их;
• взятие на себя ответственности за прибыль и убытки;
• честность;
• искренность;
• последовательность;
• отличные коммуникативные способности;
• способность проводить запланированные перемены в жизнь;
• способность понимать эмоции.
Эти черты определенно присущи не только лидерам — во многом они совпадают с менеджментом. Многим из этих навыков можно научиться. Обучение и рост — важная часть жизни. Стремление к личностному росту — то, что делает нас людьми.
«Менеджмент заключается в правильном решении задач, а лидерство — в решении правильных задач», — Питер Друкер «Essential Drucker: Management, the Individual and Society»
Лидер разрабатывает концепцию и доводит ее до сведения команды
«Для побуждения людей к действию очень важна концепция, цель, — отмечает Питер Хай, автор книги «World Class IT: Why Businesses Succeed When IT Triumphs». — Большую роль играет и стратегия».
Лидерам нередко приходится избегать стандартных путей, прокладывая собственный к воплощению своего видения будущего предприятия. Нужно не только иметь замысел, но и быть способным раскрыть его подчиненным, чтобы они чувствовали свою причастность и полезность, ощущали, что работают для достижения некой общей цели.
«Лидер — это человек, способный вдохновлять других, — говорит Паариа. — В Bunchball я не менеджер. Мне никто не подотчетен. Но тем не менее я лидер, так как моя задача — вдохновлять людей».
Кто-то считает, что современных возможностей технологий будет достаточно для прогресса организации, но это не так. Чтобы организации могли переходить на новые уровни, ИТ-директорам придется проявлять себя в качестве лидеров, вдохновляющих и побуждающих подчиненных. Компании, в которых это понимают, приобретают конкурентное преимущество.
«Если мотивировать грамотно, это будет неизменно работать, — уверен Паариа. — Мотивация — двигатель бизнеса. Тот, кто научится пользоваться этой энергией, станет победителем. А компании, в которых не стремятся к повышению вовлеченности персонала, ставят себя в невыгодное положение».
Каков ваш уровень?
Без сбалансированной команды лидеров и менеджеров компании не выжить. И на любой руководящей должности в отделе ИТ могут понадобиться как одни, так и другие навыки. Мало кто отлично справляется с обеими ролями, но с хорошей программой действий сильные менеджеры могут стать сильными лидерами, а прирожденные лидеры — развить в себе навыки эффективного менеджера.
Чтобы выяснить, в чем именно ваши сильные стороны, поставьте себя на место ваших сослуживцев или подчиненных. Если бы вы спросили их, являетесь ли вы ИТ-лидером или ИТ-менеджером, что бы, по-вашему, они ответили? Искренни ли вы? Способны ли на сочувствие? Эффективно ли вы доводите свои замыслы до их сведения? Если ответ на какой-то из этих вопросов отрицательный, никогда не поздно попытаться научиться чему-то новому.
Rich Hein. IT Leader or IT Manager? How to Be the Best of Both. CIO. April 17, 2014