Во многих организациях сложность имеющейся конфигурации прикладных программ превращается для ИТ-директора в серьезную проблему. Львиная доля бюджета тратится на поддержку и сопровождение унаследованных приложений, для инноваций же остается слишком мало пространства. А между тем революционные технологии следующего поколения — мобильные, облачные, связанные с социальными сетями и Большими Данными — сулят бизнесу множество самых разных преимуществ.
Но здесь-то и возникает противоречие: в то время как бизнес рассматривает ИТ-службу в качестве своего стратегического помощника и ждет, когда она вооружит предприятие этими новыми технологиями, ИТ-служба изо всех сил пытается справиться с расширяющимся и усложняющимся набором прикладных программ.
«После 2011 года ситуация серьезно изменилась, — отметил Рон Толидо, старший вице-президент компании Capgemini, предоставляющей своим клиентам консультационные, технологические и аутсорсинговые услуги. — Теперь ИТ-служба многими, а особенно представителями основного бизнеса, воспринимается как нечто, помогающее им внедрять инновации и повышать уровень информированности».
Толидо является автором опубликованного недавно компанией Capgemini доклада «Application Landscape Report 2014». Предыдущий доклад на ту же тему был представлен в 2011 году. «В 2011 году ИТ-службы уделяли гораздо более серьезное внимание сокращению затрат, — добавил Толидо. — Теперь же их основная функция заключается в том, чтобы способствовать решению стратегических задач, стоящих перед бизнесом. Впрочем, и в 2011 году ИТ-руководители уже ощущали настоятельную потребность в рационализации своих приложений. Но, несмотря на четкое понимание того, что нужно действовать, многие ИТ-директора испытывали определенные сложности с рационализацией имеющихся программных активов. Сложность существующей конфигурации, стоимостные ограничения и неспособность представить убедительные аргументы бизнесу препятствуют этому процессу».
Однако сегодня необходимость перемен приобретает уже критический характер. И в этой связи Толидо предлагает пять рекомендаций, которые помогут ИТ-руководителям рационализировать свои программы.
1. Обеспечение соответствия отраслевым стандартам и стандартизация
Почти половина (48%) участников опроса Capgemini заявили, что в их распоряжении имеется больше приложений, чем на самом деле требуется бизнесу. Таким образом, после 2011 года, когда о том же сообщили 34% организаций, ситуация существенно изменилась.
«Большинство ИТ-директоров признают, что в их арсенале присутствует слишком много приложений, — отметил Толидо. — По сравнению с 2011 годом наблюдается их явное увеличение. Несмотря на высказанное несколько лет назад желание упростить конфигурацию приложений, на практике у ИТ-директоров нет такой возможности».
Одной из главных причин роста числа приложений является нежелание бизнес-подразделений отказываться от уже имеющихся программ. Причем происходит это в условиях, когда многие бизнес-подразделения переходят к использованию программного обеспечения, предоставляемого в качестве сервиса (software-as-a-service, SaaS). Соответствующие сервисы внедряются как с одобрения ИТ-служб, так и в форме теневых ИТ. И все это только добавляет сложности имеющейся конфигурации.
Capgemini рекомендует взглянуть на приложения свежим взглядом и подвести под них рациональную основу, отвечающую отраслевым нормам и существующим стандартам. Согласно результатам проведенного опроса, 70% респондентов полагают, что по крайней мере пятая часть приложений может быть консолидирована путем устранения избыточной функциональности.
«Оцените возможности по объединению ресурсов, улучшению документации, рефакторингу программного обеспечения, консолидации приложений с перекрывающимся функционалом, устранению избыточных программ, замене устаревших и высокорискованных технологий, избавьтесь от излишних настроек — и это поможет вам улучшить процесс разработки и оптимизировать управление приложениями», — пишет в своем отчете Толидо.
2. Более радикальные сценарии рационализации
Несмотря на то что в последние несколько лет многие организации предпринимали определенные усилия по улучшению конфигурации своих приложений, проблема во многих случаях достигла такого масштаба, что руководителям ИТ-служб приходится идти на крайние меры. К двум стратегиям подобного рода — «расширению» и «выводу из эксплуатации с последующей заменой» — сегодня склоняется все больше и больше организаций.
При использовании «сценария расширения» ИТ-служба оставляет унаследованные приложения на месте, но больше не тратит на них дополнительное время и не добавляет туда никакие функции. Вместо этого внедряются технологии следующего поколения — мобильные приложения или облачные API.
При реализации «сценария вывода из эксплуатации с заменой» ИТ-служба просто избавляется от старых приложений и заменяет их новыми стандартными программами, которые зачастую базируются на облачных технологиях.
«Несмотря на то что первая стратегия кажется прагматичной, несет относительно низкие риски и позволяет быстро получить желаемые результаты без масштабных изменений, она достаточно радикальна, поскольку акцент здесь смещается c перестройки приложений ядра на внешний программный уровень, — указал Толидо. — Вторая же стратегия радикальна в еще большей степени, а реализация ее стимулируется нетерпением бизнеса, недовольством результатами предыдущих попыток рационализации и доступностью нового поколения относительно недорогих и отличающихся простотой внедрения облачных решений».
Еще несколько лет назад ИТ-руководители не рассматривали подобные решения, однако давление со стороны бизнеса и отсутствие прогресса в части рационализации приложений заставляют их переходить к более радикальным мерам.
3. Внедрение решений следующего поколения
«В большинстве случаев единственной серьезной причиной отказа от рационализации приложений является неспособность создать соответствующие бизнес-сценарии, — отметил Толидо. — Собственно говоря, при отсутствии критериев оценки иначе быть и не может».
Но сегодня бизнес-сообщество все чаще старается идти навстречу ИТ-директору. Социальные сети, мобильные технологии, Большие Данные и облачные решения обостряют потребность в рационализации приложений, а ИТ-директор может использовать ценность этих решений для бизнеса, чтобы определить интересные бизнес-сценарии и улучшить базовые приложения ядра корпоративной системы.
«В настоящее время со стороны бизнеса ощущается гораздо более серьезное давление, обусловленное требованием рационализации структуры приложений, — пояснил Толидо. — Бизнес хочет получить инновационные решения. Новая волна приложений надвигается вместе с передовыми облачными платформами, которые открывают альтернативные пути разблокировки унаследованных приложений и связывания их с новыми интерфейсами. При правильном подходе набор приложений должен представлять собой объединение новых решений, обладающих высокой ценностью для бизнеса, и серьезным образом переработанных базовых технологий».
4. Встраивание инноваций в жизненный цикл приложений
Большинству ИТ-директоров, конечно, известно старое правило 80 — 20: 80% вашего времени и ресурсов тратится на «поддержание огня» — обеспечение нормального функционирования существующих приложений. И только 20% остается на инновации. Для устранения этого противоречия необходимо интегрировать инновации в жизненный цикл приложения (а также в соглашения об управлении приложениями и их поддержке при наличии такой возможности).
Организовать это можно путем периодического обсуждения существующих тенденций, выделения определенной части проектов под инновационные решения и инновационные элементы управления (отвечающие в том числе и за анализ ценностей) или же просто за счет предложений краудсорсинга, направленных на те или иные улучшения.
5. Улучшение взаимопонимания на основе договоренностей и критериев оценки
Ключевым условием успеха рационализации и внедрения инноваций является надежная договорная основа между бизнесом и ИТ-службой, определяющая текущее состояние приложений и приоритеты дальнейшего развития. Если представители бизнеса и ИТ-служба находятся «по одну сторону баррикад», формируется атмосфера сотрудничества, позволяющая выстраивать перспективные планы и, реализуя их, добиваться успеха в цифровых преобразованиях.
«Рассмотрите инструменты для создания схемы и оценки приложений, а также для управления портфелем имеющихся программ, — советует Толидо. — Используйте эти инструменты для связывания приложений с бизнес-процессами, с тем чтобы ценность приложения и их влияние на бизнес становились более ясными и осязаемыми. Это помогает принимать решения о рационализации и устанавливать приоритеты в зависимости от важности тех или иных решений для бизнеса. Уделяйте более серьезное внимание разработке бизнес-сценариев, созданию инструментальных панелей, позволяющих оценивать результаты, и «проектированию ценностей». Все это является мощным и объективным средством налаживания коммуникаций между заинтересованными сторонами».
Thor Olavsrud. 5 Ways CIOs Can Rationalize Application Portfolios. CIO. March 14, 2014