Даже в одной и той же организации, но на разных этапах развития ее бизнеса акционеры и топ-менеджеры по-разному расставляют приоритеты. В определенные периоды важнее снижение инвестиционных затрат, и тогда выгоднее использовать хостинг и облака, в другие периоды руководителей и владельцев больше заботит увеличение капитализации, и тогда полезнее приобретать ИТ как актив.
Одним из аргументов при подготовке обоснования передачи тех или иных функций, процессов, сервисов на аутсорсинг является весьма распространенный тезис о том, что аутсорсинг позволяет перевести капитальные затраты в операционные и это очень хорошо для бизнеса: нет капитальных затрат, нет на балансе лишнего оборудования (в том числе непрофильных активов) и т. д. С одной стороны, это действительно так. Но только с одной стороны. В реальности все не так просто, и вопрос полезности перевода капитальных затрат (CAPEX) в операционные (OPEX) требует более внимательного изучения в каждом конкретном случае.
Поясним ситуацию на конкретном примере одного из наших заказчиков. Он стоял перед выбором одного из вариантов развития ИТ-инфраструктуры для поддержки быстроразвивающегося бизнеса и соответствующего варианта инвестиционных решений. Возможных путей было два. Первый — докупить в текущем году серверное оборудование и установить его у себя, чтобы развернуть необходимые бизнес-приложения. Второй — арендовать аналогичные серверные мощности в облаке.
Экономические показатели обоих вариантов выглядят так, как это представлено в табл. 1. Из таблицы видно, что экономия компании составит 1 232 000 руб., или 17%, на интервале в три года. Выгода очевидна.
Теперь подойдем к этой ситуации с точки зрения оценки стоимости компании на рынке. Наиболее часто для оценки стоимости бизнеса используется объем прибыли до вычета расходов по уплате налогов, процентов и начисленной амортизации (Earnings before Interest, Taxes, Depreciation and Amortization, EBITDA), умноженный на мультипликатор — назовем его «М». Значение этого мультипликатора зависит от ряда факторов: отрасль, состояние рынка и т. д.
Обратимся к табл. 2, где приведены оценки финансовых показателей компании в текущем году при реализации двух этих вариантов развития ИТ. Здесь для упрощения мы приводим только ту часть финансовых показателей, которая относится к описываемому кейсу и изменяется при разных вариантах развития ИТ.
Хотелось бы обратить внимание на цифры в пятом столбце («Разница между вариантами при покупке оборудования и приобретения услуги в облаке») для строк «Чистая прибыль» и «Оценка стоимости компании с мультипликатором 5».
И тут получается такая картина. Чистая прибыль — это деньги, которые могут быть распределены между акционерами по результатам года. Из оценки, приведенной в таблице, следует, что по результатам года в варианте приобретения облачной услуги акционеры зарабатывают больше на 328 533 руб. Но если для акционеров важнее не дивиденды, а оценка стоимости компании (то есть цена, по которой компания может быть продана), то вариант покупки оборудования представляется более предпочтительным, поскольку оценка компании при этом выше на 6 155 000 руб.
Как видим, перед принятием решения о том, как развивать ИТ в компании, акционерам целесообразно оценить, что лучше — покупать их или брать в аренду? Ответ на этот вопрос зависит в первую очередь от целей, которые ставят перед компанией ее акционеры, и от того, на рост каких показателей компания в данный момент ориентирована.
Кстати, в приведенном здесь случае предприятие предпочло приобрести облачные услуги.
• Сергей Таран, генеральный директор компании «Онланта»; taran@onlanta.ru