Не секрет, что многие ИТ-директора выросли из системных администраторов или программистов и техническое образование в их карьере чаще всего является первым и базовым. «И это очень хорошая база, так как именно техническое образование развивает необходимое в управлении системное мышление, структурное видение процессов, умение уделять внимание деталям», — полагает Сергей Прохоров, CIO компании ECCO Russia. Но это лишь площадка для старта.
«Техническое образование — хорошее подспорье для CIO, но его совершенно точно недостаточно», — подчеркнул Сергей Адмиральский, директор по ИТ ювелирного завода «Адамас». Каких же знаний и компетенций не хватает техническим специалистам, поднявшимся на уровень руководителей, чтобы соответствовать высокому званию CIO?
«В первую очередь современному CIO нужны экономические знания и навыки управления проектами», Сергей Адмиральский, директор по ИТ ювелирного завода «Адамас» |
Экономика и проектное управление
Прежде всего современному CIO нужны экономические знания и навыки управления проектами, уверен Адмиральский. По его мнению, именно знание стоимости владения технологиями, экономическая составляющая должны быть всегда на первом плане. «Бизнес же у нас в стране организован исключительно разнообразно, встречаются такие комбинации структур управления, что перед ними пасуют любые методики, выручают только базовые знания по распределению затрат», — сказал он. Ожидания от ИТ сегодня тоже очень многообразны, поскольку именно с ИТ бизнес все чаще ассоциирует новинки в самых разных областях. И именно навыки проектного управления являются одним из лучших способов компенсации многочисленных рисков, связанных с инновациями.
Большая практика и жизненный опыт могут восполнить недостаток этих компетенций лишь частично. Нужно непрерывно учиться, как минимум ежегодно повышать квалификацию на специализированных курсах для ИТ-менеджеров, которые дают возможность совмещать знакомство с новыми тенденциями и технологиями с изучением лучшей практики коллег. Такого рода обучение не отменяет необходимости посещать тематические выставки, конференции и семинары, но позволяет качественно и системно упорядочивать получаемую на них информацию.
Отраслевая специализация
Молодая и все еще формирующаяся профессия ИТ-директора — это яркое воплощение конвергенции компетенций. «Помимо ИТ, менеджмента и набора смежных с ними дисциплин, CIO должен прекрасно разбираться в специфике отрасли, где ему довелось трудиться. И если раньше он добирал недостающие знания предметной области главным образом на практике, то сегодня наблюдается тенденция перехода от эмпирических знаний к фундаментальному образованию в двух областях», — считает Ольга Мец, директор по маркетингу HeadHunter.
Поскольку при получении первого высшего образования междисциплинарная подготовка пока еще не на высоте, чаще всего второе и третье образование CIO получают последовательно, а пробелы в знании менеджмента восполняют с помощью программ MBA по собственной инициативе. Лишь изредка высшие руководители предприятия стимулируют CIO добывать новые знания. Но в таких случаях, заметил Прохоров, обычно продвигается не ИТ-директор как таковой, а конкретный человек, в котором заинтересована компания.
«ИТ-директор банка и ИТ-директор в ретейле — сегодня уже абсолютно разные специальности», — утверждает Мец. И со временем отраслевая специализация CIO, по ее мнению, будет только усиливаться. В производстве все больше человеческих функций будет замещаться роботизированными устройствами и системами, за работу которых будет отвечать ИТ-директор. Чем больше процесс производства будет автоматизирован и роботизирован, тем глубже ИТ-директору придется в него вникать. Он должен будет знать, чему обучать такие системы и когда их предстоит заменить, понимать, как выстроить технологический процесс не только с точки зрения информации и документооборота, но и с точки зрения производства. Такие компетенции будут все более востребованы.
Подобные процессы уже происходят в медицине — еще недавно в большинстве больниц не было даже системных администраторов, а сегодня требуется все больше медиков, способных работать со сложной медицинской техникой, в том числе роботизированной и программируемой. Значит, понадобятся и «сисадмины по медицинскому оборудованию», а в крупных медучреждениях — CIO, способные обеспечить стабильную работу компьютеризированной медицинской техники и ее интеграцию в ИТ-инфраструктуру. «При этом они должны иметь базовые знания в двух областях — медицине и ИТ, поскольку разобраться, как устроена, например, нейрохирургия, за три месяца не получится», — отмечает Мец.
Плюс фанатизм и везение
Арсенал знаний и умений можно пополнять, но многое зависит и от личностных качеств ИТ-директора. Федор Кидалов, директор службы ИТ клиники «Медицина», назвал шесть слагаемых успеха CIO.
1. Умение руководить людьми
Менеджер в ИТ-сфере управляет не информационными системами, а людьми, которые управляют этими системами. Один CIO — в поле не воин, его задача — создать сплоченную команду, тогда будет и результат. При этом cистема управления людьми должна быть понятна не только CIO, но и его подчиненным. Рассказывайте о своих идеях, больше общайтесь.
Способность руководить либо есть, либо требует очень точного и кропотливого развития. Этому нельзя научиться за семестр, нужна практика и хороший учитель рядом.
2. Хороший здоровый фанатизм, увлеченность и яркие лидерские качества, умение повести людей за собой, вовлечь свою команду в процесс
Нужно любить свое дело, посвящать себя ему чуть больше, чем просто работе. Быть фанатиком с 9 до 18 не выйдет. Если постоянно учиться и жадно, тоннами, поглощать новые знания, результат всегда будет.
3. Глубокое знание предметной области автоматизации
В любой отрасли — медицине, машиностроении или энергетике — нужно суметь стать своим: один язык, общие взгляды и ценности. Иначе и CIO, и его команду ждет провал. Можно демонстрировать быстрое овладение ситуацией и предметной областью — это тоже будет засчитано.
4. CIO — полноправный член единой глобальной команды управления предприятием с общими целями
От того, возьмут ли его «большие мальчики» с собой в «песочницу» как равного, многое зависит как в жизни CIO, так и его компании. От самого CIO это тоже зависит.
5. Везение
В характеристике офицеров британского флота есть графа — везучий или нет. Критерий очень субъективный, но работает. Одному можно доверить самое гиблое дело, и каким-то чудом он все сделает. А другой на ровном месте сам упадет и другим шишек понаставит. Везучий CIO или нет — показывает практика.
6. Настойчивость в достижении поставленной цели
CIO — точно такой же управленец, как и другие, и от него ждут результата. Не плачь о ресурсах, деньгах, непреодолимых трудностях, дрянных поставщиках и тупых пользователях. Не пускают в дверь? Попробуй в окно! Опять не вышло? Есть дымоход! Там жарко? Никто не обещал, что будет легко! Добрался до цели? Ресурсов не истратил больше, чем просил первоначально? Молодец! Бери с полки сладкий пирожок!
«Нужно любить свое дело, посвящать себя ему чуть больше, чем просто работе. Быть фанатиком с 9 до 18 не выйдет», Федор Кидалов, директор службы ИТ частной клиники «Медицина» | «ИТ-директор банка и ИТ-директор в ретейле — сегодня уже абсолютно разные специальности», Ольга Мец директор по маркетингу HeadHunter |
«Если CIO в медучреждении не выходит на проблемы управления, он не сможет создать целостную ИТ-инфраструктуру, то есть не выполнит свои задачи», Михаил Шифрин, руководитель медико-математической лаборатории НИИ нейрохирургии им. Н. Н. Бурденко |
Особый случай: CIO в медицине
В здравоохранении глубина погружения CIO в предметную область критически важна для эффективности его работы. Лучшие «айтишники» — те, у кого наряду с техническим есть и профильное образование, — полагает Федор Кидалов, директор службы ИТ частной клиники «Медицина». По его словам, во Франции, например, нельзя стать CIO в государственном госпитале без медицинского образования: cначала становишься доктором, потом получаешь дополнительное образование в области ИТ.
В России столь жестких правил пока нет. И обычно CIO медицинского учреждения с техническим бэкграундом не хватает медицинского образования и опыта работы в медицине, отметила Евгения Берсенева, профессор кафедры общественного здоровья и здравоохранения, экономики здравоохранения РНИМУ им. Н. И. Пирогова (бывший заместитель главврача городской клинической больницы № 31 по медицинским информационным системам). В совокупности эти два компонента дают возможность понять, где ИТ действительно нужны и могут эффективно помочь. Кроме того, появляется возможность общаться на одном языке с врачами, которые не склонны пускать в свой закрытый мир чужаков. Если же нет ни опыта, ни медобразования, надо брать к себе сотрудником врача, добавила Берсенева.
Михаил Шифрин, руководитель медико-математической лаборатории НИИ нейрохирургии им. Н. Н. Бурденко, закончил мехмат МГУ в те годы, когда еще не было ни аббревиатуры «ИТ», ни аббревиатуры «CIO». Когда он пришел на свою должность в НИИ нейрохирургии, за плечами у него было уже 15 лет совместной исследовательской работы с врачами. «Тем не менее мне нужно было не совсем то, что я знал: не конкретные медицинские знания (хотя они очень помогают!), а знание организации и управления здравоохранением», — вспоминает Шифрин. По его убеждению, если CIO в медучреждении не выходит на проблемы управления, он не сможет создать целостную ИТ-инфраструктуру организации, то есть фактически не выполнит свои задачи.
«Без базового образования в области экономики, бухучета и аудита CIO не в состоянии формулировать свои инициативы так, чтобы убедить главу компании, не прибегая к обману или запугиванию», Евгений Кытин, заместитель гендиректора по административным и правовым вопросам в компании «Газпром комплектация»
«Я никогда не имел собственного бюджета, но благосклонное отношение руководства к нашим занятиям, что очень важно, позволяло иметь приличное финансирование», — рассказал Шифрин.
Оглядываясь на двадцатилетний опыт развития ИТ в крупном медицинском учреждении, Шифрин отметил, что прежде всего ему не хватало (и не хватает!) знаний в области управления коллективом, бизнес-планирования, управления проектами, патентного и смежного права, а также управления финансами. Впрочем, финансами серьезно заниматься ему не приходилось — только запрашивать средства на конкретные покупки либо срочно тратить деньги в конце года по просьбе руководства, как в большинстве бюджетных учреждений.
Нехватку компетенций Шифрин советует восполнять, читая книги, непрерывно осмысляя свой опыт и изучая, что делают другие, а также привлекая людей, сильных в тех областях, где есть «провалы» у CIO.
Максимальный спектр знаний
«Главная проблема в том, что CIO зачастую не может подняться в своем видении процессов с уровня технического руководителя до понимания всех процессов компании в целом», — говорит Прохоров. Ему не хватает понимания того, что ИТ-директор и его подразделение — это не только техническое обеспечение бизнеса, но и собственно часть самого бизнеса. И в данном случае трудно предложить оптимальный способ восполнения этой нехватки. Все зависит от способностей и опыта самого CIO.
По мнению Евгения Кытина, заместителя гендиректора по административным и правовым вопросам в компании «Газпром комплектация», ИТ-руководитель должен обладать максимальным спектром знаний в компании, максимальной эрудицией. Только тогда он будет способен принимать решения на стыке многих областей и рекомендовать корректные решения руководству. «Можно не быть экспертом в бухучете и юриспруденции, но нужно иметь глубокие представления о том, как происходят процессы в этих сферах и что в них является значимым», — говорит Кытин. Без базового образования в области экономики, бухучета и аудита CIO не в состоянии проверять корректность постановки задач функциональными заказчиками и формулировать свои инициативы так, чтобы убедить главу компании, не прибегая к обману или запугиванию. Если руководитель не дремуч, он начнет задавать вопросы, на которые CIO не сможет ответить, не имея базовой подготовки.
Сегодня ИТ — это основной инструмент изменения бизнес-процессов, и ИТ-директор должен быть архитектором бизнес-решений. По крайней мере к этому нужно стремиться.