Рынок высоких технологий
Операторы ЦОД воюют за клиентов
В последние годы в России заметно росла потребность в услугах ЦОД, обусловленная развитием корпоративных систем и желанием компаний снизить технические риски. До сих пор самой востребованной услугой остается размещение в ЦОД серверов и систем хранения заказчика.
По оценкам польской компании PMR, на российском рынке коммерческих ЦОД присутствуют 80 игроков. При этом 65% их суммарной полезной площади сконцентрировано в Москве и ближнем Подмосковье. Что логично, столичные операторы являются и лидерами по выручке, контролируя 75% рынка.
Российский рынок уже несколько лет сохраняет высокие темпы роста.
В прошлом году он вырос на 20% по сравнению с 2011 годом и достиг 7,8 млрд руб., а в нынешнем — должен превысить 9 млрд руб. Услуга хостинга серверов (colocation) приносит операторам большую часть доходов. При этом около половины заказчиков составляют финансовые организации, резервирующие свои системы. Компании сегмента SMB обычно приобретают выделенные или виртуальные серверы для поддержки сайтов и приложений.
Среди наиболее значимых тенденций можно выделить снижение цен на размещение серверов, что вынуждает операторов инвестировать в создание более прибыльных и перспективных решений, в том числе облачных сервисов и комплексных услуг по обеспечению непрерывности бизнеса.
Растущая конкуренция вынуждает прибегать к агрессивным маркетинговым стратегиям. Помимо традиционных кампаний, предлагающих значительные — от 20 до 50% — скидки, некоторые операторы переманивают более выгодными условиями заказчиков у своих конкурентов. Объектами таких целенаправленных атак становятся перспективные клиенты, уже пользующиеся услугами ЦОД на одной из соседних площадок. К подобным методам прибегают, как правило, некрупные провайдеры.
Управление
Специалист по Oracle
Исследовательский центр портала Superjob.ru изучил предложения работодателей на позицию «программист Oracle».
Данные специалисты осуществляют разработку и сопровождение программного обеспечения под СУБД Oracle, конвертирование данных различных форматов в базы Oracle, участвуют во внедрении нового программного обеспечения и в проектировании программных комплексов. Средняя предлагаемая им зарплата составляет 105 тыс. руб. в Москве и 84 тыс. руб. в Санкт-Петербурге.
От соискателей, впервые претендующих на должность программиста Oracle, работодатели ждут уверенных навыков программирования на PL/SQL и опыта разработки под Oracle. Молодые специалисты должны знать английский язык на уровне, достаточном для чтения технической документации. В качестве начинающих программистов Oracle могут пробовать силы выпускники либо студенты профильных и технических факультетов вузов. Стартовый оклад, на который могут рассчитывать кандидаты без опыта работы, в столице составляет от 50 до 70 тыс. руб.
Рассчитывать на более высокий заработок могут программисты Oracle со стажем работы от одного года. Такие специалисты должны уметь разбираться в чужом программном коде, иметь опыт работы с системами контроля версий и начальные навыки проектирования. Специалистам, соответствующим указанным требованиям, обещают платить до 85 тыс. руб.
Следующий зарплатный диапазон открыт специалистам с опытом программирования под Oracle более двух лет. Кандидатам необходимо иметь законченное высшее образование, знать методологию разработки информационных систем, а также иметь навыки проектирования баз данных, оптимизации SQL-запросов. Конкурентным преимуществом на рынке труда обладают специалисты с опытом работы в компаниях по профилю деятельности потенциального работодателя. Предлагаемая зарплата для программистов Oracle такого профессионального уровня достигает 115 тыс. руб.
Стаж программирования под Oracle более трех лет, опыт работы с высоконагруженной базой большого объема и навыки оптимизации сложных запросов — таковы ключевые требования к разработчикам, претендующим на максимальный доход. Ярким доказательством профессионализма опытного специалиста будет портфолио завершенных проектов. Дополнительным плюсом послужит свободное владение английским языком. Наиболее высокий доход программистов Oracle составляет 140 тыс. руб. в Москве и 115 тыс. руб. в Северной столице.
Бизнес и технологии
Большие Данные иссякнут?
В течение ближайших пяти лет компании столкнутся с проблемами приобретения клиентских данных. Сейчас их можно раздобыть довольно свободно: достаточно заглянуть в социальные сети. Другое дело, что мало кто всерьез задается такой целью. Однако, как прогнозируют в Ernst & Young, очень скоро клиенты начнут более серьезно относиться к своей персональной информации.
Проведенное исследование показало, что половина людей выкладывает на всеобщее обозрение информацию о себе уже с большей осторожностью, чем несколькими годами ранее, и почти столько же планируют дальнейшее ограничение доступа к персональной информации. Такое поведение может нанести серьезный удар по концепции использования Больших Данных.
Несанкционированное использование персональных данных не на шутку встревожило людей. Особенно их нервирует передача информации от одной компании другой — 75% негативно отзываются о такой практике.
Между тем компании продолжают возлагать большие надежды на накопление и анализ клиентских данных. 62% запустили специальные программы сбора и интерпретации информации о потребителях, причем большинство заявляет о наличии финансового эффекта.
Облачные активы требуют особого управления
Предприятия получают максимальную пользу от облачных вычислений лишь в тех случаях, когда они внедряют проверенные методики управления программными активами (Software Asset Management, SAM). Как подчеркивают в BSA, недостаточно эффективное управление программными активами в облаке способно нивелировать многие преимущества облачных решений. Например, компании не могут снизить издержки или минимизировать свои риски.
Как выяснилось, с внедрением облачных технологий у предприятий не стало меньше забот и переживаний относительно соблюдения условий лицензирования — скорее, добавились новые. Добиться соответствия лицензионным требованиям можно путем эффективного внедрения процессов SAM. И хотя при переходе в облачное окружение цели методологии SAM не изменились, процессы SAM нуждаются в корректировке и адаптации.
При переходе к облаку следует обращать особое внимание на уже существующие, традиционные соглашения о лицензировании программных продуктов для обеспечения соответствия лицензионным требованиям. Концепция потребления программного обеспечения в виде сервиса способна создать определенные трудности, обусловленные неавторизованным использованием ПО или, наоборот, тем, что приобретаемое программное обеспечение остается невостребованным.
Менеджеров по продажам больше не слушают
Поведение компаний, приобретающих ИТ-продукты, все больше приближается к поведению покупателей обычных потребительских продуктов. Как показали результаты опроса, проведенного Avanade, 61% тех, кто принимает решение об ИТ-инвестициях, больше ориентируется на мнение коллег, аналитические сайты, отзывы партнеров и обсуждения в социальных сетях, чем на информацию, полученную от вендоров.
Консьюмеризация ИТ радикально трансформировала традиционные каналы продаж продуктов и услуг. Поставщики теряют контроль над процессом продаж, и модели B2B и B2C постепенно сближаются.
Это не значит, что профессия менеджера по продажам корпоративных приложений постепенно уходит в прошлое. Напротив, взаимодействие с бизнес-покупателями будет приобретать все более важное значение. Однако место, где это взаимодействие будет происходить, изменится. Вендорам ИТ-систем, как и многим другим, придется идти в мобильные каналы и социальные сети.
Техника безопасности
Следят и будут следить
Треть работодателей ведут слежку за своими сотрудниками. Как выяснилось в ходе опроса, проведенного Zecurion Analytics, более 30% российских компаний контролируют активность своего персонала и в социальных сетях, и в электронной почте.
48% опрошенных признались, что отслеживают действия сотрудников в социальных сетях «ВКонтакте», Facebook, «Одноклассники», а 68% — в корпоративной электронной почте. На третьем месте в списке контролируемых каналов находятся интернет-пейджеры, и лишь 9% специалистов по безопасности отметили, что в их компаниях контролируются принтеры. Компании уверены, что через бумажные носители крайне сложно потерять информацию в большом объеме. Между тем, по статистике, более 10% всех утечек происходит именно через принтеры.
Стремление компаний к контролю действий своих сотрудников обусловлено тем, что, по результатам исследования, почти 90% из них периодически страдают от утечек информации. Наибольшую ценность для респондентов представляют персональные данные сотрудников и акционеров, списки клиентов, поставщиков и другие данные CRM-систем, а также персональные данные клиентов. Более половины организаций имеют в штате выделенные подразделения по информационной безопасности, еще 17% планируют создать их у себя в течение будущего года.
За утечками не успевают
Каждая вторая компания в России хотя бы раз сталкивалась с утечками информации. Как выяснилось в ходе опроса, проведенного «МФИ Софт», половина из них понесла убытки в результате инсайдерской деятельности. Несмотря на это, специализированные DLP-системы для защиты информации использует лишь каждая пятая компания. Чаще всего утечки информации удается выявлять в Москве — 22% столичных компаний сталкиваются с инсайдерами 3–5 раз в год и более.
Попытки так или иначе защитить свои информационные ресурсы предпринимают все. Однако инфраструктура ряда предприятий достаточно архаична, поэтому процесс перехода на современные технологии защиты отстает от развития технологий передачи информации.
Наиболее консервативный подход к информационной безопасности характерен для специалистов Нижнего Новгорода, которые чаще остальных прибегают к таким радикальным мерам, как запрет USB-портов, ограничение доступа к интернет-ресурсам и квотирование трафика. По технологическому обеспечению информационной безопасности лидирует Екатеринбург — специализированные системы класса DLP используются здесь в 34% компаний.
Чаще всего специалисты выявляют утечки информации, произошедшие с помощью электронной почты или съемных носителей информации. Вероятно, большое количество выявленных на этих каналах утечек связано с технической простотой их контроля и очевидностью для специалистов.
В регионах, активно использующих DLP-системы, более эффективно удается контролировать каналы передачи информации (бумажные носители, портативные и мобильные устройства).
Атакуют всех
В течение нынешнего года ИТ-инфраструктура 95% российских организаций как минимум один раз подверглись внешней атаке. Наиболее частой угрозой является вредоносное ПО и спам-атаки.
Один из ключевых параметров, позволяющих определить значимость ущерба от той или иной атаки, — это факт утечки данных в атакованной компании. В ходе опроса, проведенного B2B International, выяснилось, что для 40% компаний самые частые атаки с использованием вредоносного ПО стали и самыми разрушительными.
В 9% случаев они привели к утечке конфиденциальных данных, разглашение которых причинило ущерб бизнесу. Кроме того, к утечкам данных в 13% случаев приводили случаи корпоративного шпионажа, хакерские и фишинговые атаки.
Одной из ключевых тенденций рынка информационной безопасности стало смещение фокуса от точечной защиты к комплексным решениям. Компании понимают, что недостаточно использовать только антивирус или только разграничивать права доступа. Они начинают выстраивать интегрированные системы защиты.