Кен Монтгомери возглавляет направление сетевых операций технологической компании. На протяжении 26 лет он работал во многих областях ИТ, но большую часть этого времени посвятил именно сетевым технологиям. Его ближайшие карьерные планы — войти в ряды высшего руководства и в конечном итоге занять должность ИТ-директора.
В его старом резюме это желание не прослеживалось, и теперь Монтгомери понимает почему: «Мое первоначальное резюме имело слишком выраженную техническую направленность. Наверное, оно помогло бы мне добиться успеха на техническом поприще, но в нем не чувствовалось стремления к лидерству, а написано оно было по стандартному шаблону».
Со старым резюме Монтгомери прошел множество собеседований, показав себя с положительной стороны, но должности, которые ему предлагались, имели по большей части техническую ориентацию.
Было понятно, что резюме нужно менять, сместив акценты от технической стороны в сторону управления. Чтобы помочь ему добиться поставленных целей, мы обратились к заслуженному ветерану — Стивену ван Вреде, специалисту по части построения карьеры в сфере ИТ.
Работающий сегодня на сайте ITTechExec.com ван Вреде более десяти лет помогает ИТ-специалистам в персональном позиционировании, составлении резюме и выработке стратегии развития карьеры. Кроме того, он модератор чата в Twitter, нацеленного на помощь сотрудникам ИТ-служб при поиске работы.
Бегло взглянув на резюме, ван Вреде обнаружил ряд нестыковок, которые могут помешать Монтгомери занять интересующую его должность.
Слишком много ключевых пунктов
Ван Вреде сразу заметил, что первоначальное резюме состоит из одинаковых выделенных пунктов: «Каждый пункт резюме был выделен. Очевидно, продиктовано это было соображением, что читатели любят выделенные фразы. В определенных частях резюме это действительно уместно, но выделять каждое предложение — это ошибка. Выделения нужны, для того чтобы привлечь внимание читателя к наиболее важным аспектам на странице».
В результате получилось, что между выполняемыми повседневными обязанностями, проектами и основными достижениями в резюме не было никакой разницы. Но те сотрудники, которые будут просматривать ваше резюме во время собеседования, хотели бы выделить для себя всего несколько заслуживающих внимания моментов.
Ван Вреде хорошо понимал, что процессом краткого просмотра резюме и вниманием читателей нужно управлять. «У вас есть всего лишь полминуты, и в первую очередь именно от вас зависит, где остановятся глаза читающего, — пояснил он. — Конечно, хотелось бы, чтобы сотрудники отдела персонала в первую очередь ознакомились с достижениями соискателя и с характером выполнявшейся им работы. Чтобы собеседование проходило в выгодном для вас ключе, нужно выделять наиболее важные порции информации».
Неясность целей
Одна из главных ошибок резюме Монтгомери — из него было неясно, на какую должность тот претендует. «Официально объявлять свои цели не требуется — однако читатель должен понимать, какие роли рассматривает соискатель, — отметил ван Вреде. — Старый вариант резюме не давал ответа на вопрос, ищет ли он позицию ИТ-менеджера или что-то, связанное с проектированием сетей передачи голоса и данных».
Чтобы поправить дело, ван Вреде создал в верхней части резюме специальный заголовок. Он помогал потенциальному работодателю прояснить для себя, какого рода работу ищет Монтгомери. «Такие вещи меняют общее восприятие и дух документа, — пояснил ван Вреде. — Становится понятно, чего хочет соискатель».
Отсутствие имиджевых заявлений
Следующий момент связан с имиджевым сообщением или предложением ценностей, которое нигде не прослеживалось. Из вашего короткого резюме должно быть понятно, что отличает вас от других людей, выполняющих ту же работу.
Имиджевое заявление должно сразу привлечь внимание читающего. Здесь соискатель не только говорит о роли, на которую претендует, но и предлагает работодателю интересный бизнес-сценарий.
Ван Вреде придумал имиджевое заявление, которое должно было проиллюстрировать солидный деловой опыт Монтгомери и побудить работодателя включить этого претендента в свою команду. Имиджевое заявление нужно увязывать с соответствующими достижениями кандидата. Информация такого рода обычно излагается в сильной короткой презентации и имеет очень большое значение. Вы должны знать, что делаете лучше всего, и уметь это четко сформулировать.
Ван Вреде написал также два внушительных итоговых утверждения. В одном подчеркивались навыки технической интеграции Монтгомери, а в другом — его лидерские качества и стиль руководства. Все это помогает познакомиться с подходом соискателя к управлению ИТ-командами и методами руководства, которых он придерживается.
Слишком длинное резюме
Монтгомери подготовил трехстраничный документ, но все сводки и характеристики вполне умещались на первой странице. Тут, в частности, находились пять пунктов с общей информацией и описанием личных качеств. Здесь же излагались достижения, что тоже было хорошо, а далее следовали история карьеры, сертификаты, образование и хобби.
«Большинство людей, быстро просматривающих резюме, видят здесь информацию, которой вы обосновываете ценность своей кандидатуры», — заметил ван Вреде. По мнению ван Вреде, начинать историю о своей работе следует на первой странице. И специалисты по персоналу сначала просматривают общие характеристики, а потом уже интересуются, чем вы в настоящее время занимаетесь, что умеете и чего достигли. Если соответствующих сведений на первой странице нет, они просто возьмут следующее резюме, а ваше больше читать не будут.
Чтобы этого не произошло, ван Вреде подготовил новое резюме в другом формате, разместив всю информацию, которую хотят получить работодатели, на первой странице. Там были заголовок, имиджевое заявление и сведения о последних профессиональных достижениях.
Упущенные достижения
Зачастую люди уделяют своим достижениям недостаточно внимания. В первоначальном варианте резюме достижения Монтгомери были отражены не очень удачно. Говоря о техническом проекте, он подробно рассказывает о полученной выгоде с технической точки зрения, но при этом почему-то не желает пояснить, как все это помогло бизнесу.
Такой недостаток типичен для резюме технических специалистов. Они полагают, что информация подобного рода понравится, но почему-то забывают о том, для чего на самом деле существует ИТ-служба или технический отдел. А существуют они для того, чтобы поддерживать бизнес-операции в целом. Поэтому всегда нужно говорить о выгоде от проекта для организации или бизнеса, а не только о технических преимуществах.
Слишком технический уклон
При изложении в резюме технических достижений возникает еще одна проблема. «ИТ-руководители и менеджеры по персоналу настороженно относятся к кандидатам, которые делают упор только на практическую сторону вопроса или демонстрируют исключительно техническую направленность. Им нужны люди, способные взглянуть на ситуацию со стратегической точки зрения, не увязнув в ежедневном тушении пожаров. Тот, кто постоянно тушит пожары, не способен мыслить стратегически.
Для улучшения резюме, нацеленного на управленческую позицию, был взят за основу общий обзор послужного списка Монтгомери, который разбили на абзацы и выделили отдельные пункты, чтобы подчеркнуть конкретные достижения в смежных областях, таким образом представив в количественном выражении выгоды от каждой из реализованных инициатив.
Два-три главных достижения были взяты в рамку. Монтгомери согласился с тем, что такая выноска усиливает восприятие. «В первоначальном обзоре мы хотели усилить визуальные образы, — подчеркнул ван Вреде. — Даже если мы сумеем привлечь внимание читателя всего на пять секунд, за которые он прочтет выделенный текст, это будет иметь огромное значение».
Что же получилось
Конечный результат не оставил равнодушным нашего соискателя, и теперь он более четко говорит о том, чего ищет. «Мы проделали отличную работу, улучшив визуальное представление и подчеркнув мои основные успехи, — подводит итог Монтгомери. — Но когда ты видишь, как из трехстраничного документа, в котором перечислены все навыки и опыт, получился двухстраничный, начинает казаться, что ты что-то упустил. В новом резюме основное внимание акцентировано на моих успехах в качестве лидера. Таким образом, в своем резюме я прошел путь от чисто технического специалиста до руководителя, который умеет увязывать свои знания с потребностями бизнеса и знает, как добиваться успеха».
Но, если вы выбрали такой стиль или формат, нужно быть осмотрительным в тех ситуациях, когда применяются автоматизированные системы обработки резюме. Необходимо принимать во внимание возможное переформатирование ваших данных. При этом из текста могут исчезнуть ряд ключевых слов или достижений. На вход систем автоматической обработки или веб-сайтов наряду с основной формой имеет смысл подавать еще и чисто текстовую, неформатированную версию резюме.
Rich Hein. IT Resume Makeover: Make Your Messaging Clear. CIO Magazine. June 04, 2013