Смена склада и внедрение новой WMS-системы обеспечили компании «Аллигатор» возможность роста предлагаемого ассортимента продукции, качества предоставляемых услуг, эффективности работы и, как следствие, конкурентоспособности
В сегменте HoReCa (Hotel, Restaurant, Cafe) присутствует большое количество поставщиков с различными уровнями сервиса и специализацией. Конкуренция достаточно велика, и выигрывает тот, кто сможет корректно выстроить систему отношений с клиентами и производителями, правильно сформировать «продуктовый портфель» или выбрать узкую нишу. Существенную роль играет также качество оказываемых услуг и процессов. Компания «Аллигатор», основанная в 1995 году, на сегодняшний день является одним из крупнейших поставщиков продуктов питания для предприятий сегментов HoReCa оптово-розничной торговли в Москве и регионах. Она уже установила долгосрочные отношения с различными партнерами, в том числе зарубежными, и обслуживает широкий спектр форматов предприятий торговли и общественного питания, общее число которых составляет более двух тысяч в различных регионах России: в Москве, Санкт-Петербурге, Перми, Самаре, Краснодаре, Новосибирске, Иркутске, Екатеринбурге, Воронеже, Ростове-на-Дону. Одно из динамично развивающихся направлений деятельности компании — комплексное снабжение точек быстрого питания (fast food) различными товарами, от пищевых ингредиентов до оборудования.
Компания стремится учитывать запросы клиентов и угадывать настроение рынка, так что ассортимент предлагаемой продукции непрерывно растет: «Аллигатор» предлагает мясо, рыбу и морепродукты, картофель фри и аппетайзеры, грибы, овощи и ягоды, консервы, бакалею, хлебобулочные изделия, молочные продукты, мороженое, десерты. Растут и объемы поставок.
Чтобы обеспечивать конкурентно низкие цены и постоянно высокое качество обслуживания, а также поддерживать быстрый рост оборота, потребовалось сменить старую WMS-систему, так как она уже не справлялась с поставленными задачами. «Изначально у компании был небольшой склад (около 6 тыс. кв. м), работавший под управлением WMS. В связи с ростом поставок в рестораны быстрого питания обороты увеличились, и система перестала справляться с обработкой заказов, — поясняет Татьяна Киселева, руководитель отдела информационных технологий компании “Аллигатор”. — Потребовалось заменить ее на более совершенную, обеспечивающую удобный документооборот. Хотелось устранить дублирование документов, когда сначала их вводят в корпоративную систему на платформе “1С:Предприятие”, а затем — в складскую. Это было очень неудобно и занимало много времени». Также было необходимо обеспечить бесперебойную круглосуточную работу склада при увеличении объема продаж, двусторонний автоматический обмен данными с корпоративной информационной системой, возможность переформирования заказа до момента отгрузки и возможность определения поставщика каждой однотипной единицы товара. Важно было гарантировать строгое соблюдение сроков годности товара, а также отбор товара по весу. Кроме того, требовалось внедрить модуль учета товара с нефиксированным весом, реализовать механизм предварительной разморозки товара перед отгрузкой, разработать функционал размещения через буферные ячейки и механизм отслеживания температуры на разных стадиях работы.
Основным критерием при выборе WMS было наличие возможностей простой интеграции с корпоративной информационной системой и самостоятельной доработки. «Мы рассмотрели несколько систем. Система “1С-Логистика:Управление складом” компании AXELOT, которую мы в итоге выбрали, построена на платформе “1С:Предприятие”, что нас особенно устраивало, так как мы могли самостоятельно ее обслуживать и настраивать обмен между WMS и корпоративной системой, которая создана на той же платформе. Это решает многие проблемы, — рассказывает Киселева. — Кроме того, другие рассмотренные системы имели закрытую архитектуру и не позволяли впоследствии что-либо изменить самостоятельно, а потребности всегда меняются, поэтому возможность доработки своими руками очень важна».
«Благодаря внедренной системе, мы высвободили время на совершенствование предоставляемых нами услуг, что способствует развитию отношений с клиентами. Сейчас вместо рутинной работы мы можем больше заниматься маркетингом», — Татьяна Киселева, руководитель отдела информационных технологий компании «Аллигатор» |
Особенности внедрения
Подготовка к внедрению системы заняла всего два месяца: специалисты AXELOT проанализировали работу компании, чтобы понять, какие настройки необходимо будет произвести, описали обработку товарных позиций (около восьми тысяч) и адаптировали систему под существовавший небольшой склад. Проект уже находился в стадии реализации, когда было принято решение о переезде в новый складской комплекс площадью 35 тыс. кв. м. Этот распределительный центр позволяет компании «Аллигатор» хранить теперь одновременно более 2 тыс. тонн продукции при полном соблюдении температурных режимов и учете особенностей хранения каждой продуктовой категории. Склад разделен на зоны хранения. Имеются зона глубокой заморозки, зона De-frost, основная зона склада, зона приемки, теплый склад, транзитная зона. Отбор товара осуществляется за три дня до отгрузки в связи с прохождением зоны De-frost. Продукция хранится в набивных и фронтальных стеллажах, используются волновой и кластерный виды отбора, а также отбор продукции с нефиксированным весом упаковки. 90% входящего потока товара уже имеет штрихкод, 10% товара маркируется при приемке.
В результате переезда на новый склад перед командой проекта встали новые задачи. Необходимо было автоматизировать все технологические процессы в рамках той же системы с учетом увеличившегося размера склада и появления дополнительных возможностей, таких как предоставление услуг ответственного хранения для сторонних поклажедателей, кросс-докинг, возможность отбора весового товара и волновой отбор». Кроме новых возможностей появился и ряд новых требований. «Казалось бы, переезд должен был облегчить внедрение. Обычно при запуске склада в работу с WMS проводят полную инвентаризацию, занося остатки в систему. Но наша компания работает круглосуточно, не останавливаясь ни на минуту, и мы не можем потерять несколько дней на полную инвентаризацию. Особенности работы и постоянно растущий оборот существенно осложняли внедрение», — поясняет Киселева. Самым серьезным испытанием стал отказ старой системы. Пока готовились к внедрению WMS на новом складе, старая система «умерла», и у компании было всего несколько дней для перехода на новую. «В этой ситуации специалисты компании-разработчика очень быстро реализовали в системе все нюансы нашей работы, так что нам удалось осуществить форс-мажорную установку WMS в нужные сроки», — говорит Киселева.
После внедрения системы на центральном складе разработчики перешли к автоматизации складов в Санкт-Петербурге и Краснодарском крае. Там этот процесс протекал гораздо легче и безболезненней. Планируется дальнейшее тиражирование системы в других филиалах компании.
Результаты
Благодаря внедрению новой системы время обработки заказов сократилось на 15–20%, существенно повысилась точность складского учета, появилась возможность оперативно сверять остатки товара в реальном времени, в два раза увеличился товарооборот. Эффективное управление сроками годности, в том числе учет транзита до конечного потребителя, обеспечило сокращение издержек по просроченному товару на порядок. Время инвентаризации товаров уменьшилось в несколько раз.
После внедрения новой системы удалось полностью избавиться от двойного ввода документов.
Была реализована столь необходимая функция автоматизированного обмена: заказы поступают в WMS как из корпоративной информационной системы, так и из систем учета поклажедателей (интеграция производится посредством обмена данными XML и EDI-файлами). «Мы сократили время на обработку заказов почти в два раза. Начали внедрять подпитку зоны отбора для ускорения их сборки, — перечисляет результаты Киселева. Система позволяет нам отслеживать товар как с точки зрения АВС-анализа, так и по срокам годности, предоставлять клиентам более свежий товар, оптимизировать доставку. Кроме того, мы высвободили время на совершенствование предоставляемых нами услуг, что способствует развитию отношений с клиентами. Сейчас вместо рутинной работы мы можем больше заниматься маркетингом».
Внедрение новой WMS существенно облегчило взаимодействие с партнерами. Например, ежегодно KFC, один из ключевых заказчиков «Аллигатора», проводит аудит по многим параметрам, чтобы убедиться в том, что компания соответствует его требованиям к дистрибьютору в России. Новая система позволила предоставить аудиторам максимум необходимой информации.
Поддержка и развитие
Центральный склад компании работает круглосуточно, поддержку системы в режиме реального времени осуществляют всего пять ИТ-сотрудников.
«“1С-Логистика:Управление складом” — достаточно гибкая система, и мы постоянно вносим в нее необходимые изменения — воплощаем новые идеи собственными силами, без участия разработчиков. Например, внедряем новые печатные формы — в частности, недавно разработали новую этикетку для размещения товара, — рассказывает Киселева. — В ситуациях, с которыми мы не сталкивались, привлекаем разработчиков, но таких случаев немного. Обычно нам объясняют, что и как нужно сделать, а мы реализуем изменения собственными силами».